Как сделать музыкальный лейбл успешным? Чек-лист от создателя Effective Records Кирилла Лупиноса
Успех в музыке редко бывает линейным, но путь от идеи до готового проекта можно упростить. Для этого пообщались с Кириллом Лупиносом — владельцем и основателем лейбла Effective Records. В копилке компании — две самые престижные премии в индустрии — «Грэмми-2021» и Billboard Music Awards 2021. Специально для BURO. Кирилл составил гид по созданию успешного музыкального проекта.
Кирилл Лупинос
основатель лейбла Effective Records, который сотрудничал с Big Baby Tape, Imanbek, Aarne, kizaru, Saluki, Элджеем, David Guetta, LP, Swanky Tunes, Usher, Wiz Khalifa, Alan Walker и другими.
В 2000-х я сам начинал как артист, тогда же и познакомился с зарубежным рынком музыки. Я проанализировал мировую арену и потребности людей и понял, что на тот момент (да и сейчас тоже) существовал спрос на электронные жанры. В России, однако, упор делался на поп и рэп-сегмент, а как работать с танцевальной музыкой — никто не знал. Это был риск, но, учитывая аналитику, которая была проведена, идея того стоила — ниша была пустая.
Я решил создать лейбл, который будет специализироваться именно на электронной музыке. И это было правильным решением, так как компания действительно начала расти. Подтверждением стал ремикс нашего артиста Imanbek на трек «Roses», который первым в СНГ получил премию «Грэмми». Помимо этого мировыми хитами от Effective Records становились и другие треки от Rompasso, Arilena Ara, Swanky Tunes, FILV & Edmofo. Наша концепция актуальна и на данный момент, ведь мы единственный лейбл в России, который может поставлять на зарубежный рынок музыку и наоборот. Сейчас мы постепенно перерастаем в мультижанровую историю, ведь потребность в популяризации творчества на мировой арене есть у артистов всех направлений, а возможность у внутренних лейблов существует далеко не всегда.
Точка 1. Анализ
Для начала узнайте все о рынке: изучите информацию о стране, континенте, языковом регионе и жанре, которые вы выбрали для работы. Чем тщательнее проведете анализ, тем детальнее поймете структуру рынка, объем потребления музыкального контента, демографию и особенности, а значит, спрогнозируете оборот. Все это нужно учитывать, как работая на родине, так и пытаясь прорваться заграницу. Реализоваться в России у музыкантов получается гораздо быстрее. В этом им помогают соцсети, вирусные тренды и лояльная аудитория, которая понимает, о чем вы поете. С остальными рынками дела идут немного иначе.
Много музыкантов, которые хотели закрепиться, например, в США, всегда начинали с написания англоязычного контента при помощи локальных авторов. При этом никогда не имели экспертизы со стороны местных игроков в виде лейблов и менеджментов, не получали их поддержку и оценку. Поэтому русскоязычные артисты ограничивались закупкой маркетинг-инструментов, которые были актуальны именно с их точки зрения, а реальных продаж или сборов на больших аренах для местного населения они не получали. Итог — деньги на поддержание определенного собственного желания, но не бизнес. Для существования на зарубежном рынке необходимо иметь и кадры из этих стран и территориальных партнеров. За последние 11 лет я посетил практически все регионы, в которых музыкальная индустрия действительно развита, и с каждым заключил локальные партнерские сделки. Это ручная и ювелирная работа по созданию своей сети сбыта и закупки контента.
Не экономьте средства на аналитике и консультациях с маркетологами на этапе подготовки.
Точка 2. Команда
Помните, что лейбл — прежде всего юридически оформленная структура, которая монетизирует смежные права, например, фонограммы. Вашего проекта коснутся все вопросы записи и исполнения в конкретном сегменте на определенной территории. Важно найти квалифицированного юриста, бухгалтера или финансового сотрудника, потому что любая музыка — это не только творчество, но и монетизация, которая нужна авторам для жизни. Для предоставления полноценного сервиса я не только инвестирую в маркетинг релизов, но и в штат сотрудников, которые делают тыловую работу для артиста и закрывают юридические и финансовые вопросы, помимо непосредственной работы с музыкой.
Коллектив должен состоять из профессионалов отрасли, а вы, как основатель, должны обеспечить им достойные условия для работы. Необходимо найти продюсеров и пиар-менеджеров, которые понимают, как работает музыкальная индустрия. Менеджеры, имеющие колоссальный опыт в продвижении коммерческой музыки, не справятся с сотрудничеством с нишевыми артистами. Работа с каждым жанром или направлением имеет очень четкие особенности. Мы всегда стараемся качественно отбирать команду, но очевидно, что в такой ситуации влияние может оказать и человеческий фактор. Поэтому я на личном примере могу сказать, что как только появляется «слабое» звено, эффективность падает и предложить достойный сервис уже невозможно.
Четко придерживайтесь всех юридических прав и обращайте внимание на мелкие нюансы. Эксперты станут основой, которую можно сразу взять в оборот для создания материальной базы и актива.
Точка 3. Деньги
Придерживайтесь такой модели расчета бизнес-плана, при которой через пять лет при любых обстоятельствах лейбл будет получать 20% прибыли. Добывайте средства с помощью инвестиций. Убедитесь, что ваши доноры и партнеры понимают, что представляет из себя музыкальный бизнес: инвестиции в нем венчурные, с высокой маржинальностью, но и таким же большим процентом риска. Это не похоже, например, на продажи товаров и услуг — вы можете вообще не увидеть линейной зависимости между количеством контента и объемом продаж даже после успешно проведенного маркетинга.
Имея большой бюджет, можно легко его потратить на материал артиста, который имел успех когда-то, но в настоящее время уже не интересен аудитории. Безусловно, нельзя на сто процентов угадать, какой результат даст тот или иной релиз. Очень важно на первых этапах определить потенциал, и если инвестиции не дают результата, то важно уметь остановиться и перенаправить усилия. Ведь вложения могут быть сделаны, а отклик все равно не придет. В моем случае для каждого артиста и для каждого приоритетного релиза собирается отдельный set-up и отдельная кампания с привлечением непосредственных специалистов. Любой релиз уникален сам по себе, и здесь очень важен индивидуальный подход, который курируется непосредственно мной, потому что я — лицо компании, ответственность лежит непосредственно на мне.
Музыкальный бизнес — это чувствительный рынок, и успех на нем зависит от ваших знаний и усилий, использованных в подходящий момент.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7