Россия — арт-чемпион: Мария Байбакова о победах июня и июля
"Манифеста", Art Basel и другие крупные события лета
Бывший тренер "Манчестер Юнайтед" сэр Алекс Фергюсон преподавал мне в Гарвардской школе бизнеса класс под названием "Стратегический маркетинг в креативных индустриях". Пока он рассказывал о 26-летнем опыте менеджмента его команды, я не переставала удивляться явным параллелям между его миром и моим. Все же организованно по одной схеме: в искусстве игроки — это художники, тренеры — галеристы, арбитры — кураторы, а Кубок мира — Art Basel.
Для меня большой футбол и большое искусство часто "совпадают" именно в июне. Только представьте, как я, извиняясь перед галеристом, организовавшим роскошный ужин, тихонечко отхожу от обеденного стола, чтобы посмотреть футбол на маленьком экране в баре ресторана Kunsthalle в Базеле, куда я езжу ежегодно с 2007-го. Уже несколько раз я оказывалась там во время чемпионатов Европы и мира. В этом году в баре появился новый телевизор, все еще маленький, но хотя бы не рябит. Я не первый раз болею за наших в этом месте. Например, именно здесь меня застал матч Россия — Польша 12 июня 2012 года, когда наши сыграли вничью на Кубке Европы. В этом году смотрела Россия — Корея. И опять ничья!
И если с футболом у нас, мягко говоря, есть куда расти, то в искусстве, в поединке с Америкой, Англией и Швейцарией, мы точно попали на пьедестал почета этим летом. Но об этом чуть позже.
Июнь начался для меня со знакомства в Нью-Йорке с художниками из The Still House Group. Номинально это организация из восьми человек, и никому из постоянных членов нет еще и 30 лет. На окраине Бруклина в районе Red Hook они построили настоящий рай для художников: отдельные студии в одном большом пространстве, а у входа расположили галерею, где устраивают выставки своих же работ. За окном студии — холодный бриз, океанская гавань, один из лучших видов на Статую Свободы... Кажется, ничего больше не нужно для вдохновения!
В 2007 году несколько студентов нью-йоркского колледжа создали онлайн-проект для продвижения своих работ и творений других авторов 18, 19 и 20 лет. Многие из них даже не ходили в художественную школу. "Самоорганизованные художники" — это была пустая ниша, которую они постепенно заполняли. Сегодня The Still House Group — многомиллионное предприятие, которое работает успешнее, чем многие галереи в Нью-Йорке. Кроме постоянных участников группы здесь есть еще и резиденты — они творят в небольших комнатах, которые им дают на три месяца. После этого срока авторы представляют сделанные работы на сольной выставке внутри галереи. Все они имеют долю в бизнесе и могут полностью контролировать продажи. При организации экспозиции в любом другом месте галеристу досталось бы 50% дохода, как это принято в арт-бизнесе.
По словам ребят, организация никогда не занимала ни у кого денег: все финансируют исключительно коллекционеры, покупающие их работы. Кстати, эти самые коллекционеры выстраиваются в очередь ради возможности оказать поддержку: сегодня многие из представителей The Still House Group (Луи Айснер, Исаак Брест, Николас Дармштедтер, Брендан Линч) и такие резиденты, как Питер Сазерленд — одни из самых востребованных художников нашего времени. Их уже заметили большие галереи. Например, галерея White Cube, которая делает со многими индивидуальные проекты в Лондоне. Список ожидания на некоторые работы — более 100 человек!
Я была так впечатлена студией в Red Hook, что не хотела уезжать из Нью-Йорка. Но уже в тот же вечер надо было улетать в Европу. По пути в аэропорт я заехала посмотреть две самые успешные и громкие галерейные выставки сезона: No Problem: Cologne/New York 1984—1989 в David Zwirner Gallery и "Стерлинг Руби: восход-закат" в Hauser & Wirth. Помню, как мы представляли Стерлинга москвичам в мае 2009 года в рамках выставки "ПЯТЬ" в пространстве Baibakov Art Projects в "Красном октябре". Тогда он только начинал, и многие в Москве называли его бездарным (и меня вместе с ним). Сегодня работы Стерлинга входят в коллекции ведущих музеев мира, а картины продаются по цене от одного до двух миллионов долларов. Впечатления того дня убаюкали меня во время ночного рейса Нью-Йорк — Лондон.
Мне предстояло попасть с корабля на бал. 11 июня в Лондоне состоялся гала-ужин по сбору средств в поддержку образовательных программ и выставок Института современного искусства ICА. Я состояла в оргкомитете вечера. "Гвоздем программы" было выступление британского художника-граффитчика-хореографа Эдди Пика в сотрудничестве с актером Расселом Тови.
Экспериментатор-провокатор Пик, который не стесняется во всеуслышание обожать Дэмиена Херста и Марка Куинна, написал для выступления 15-минутный монолог, а Тови показал его публике. Завершился перформанс серией из 10 новых граффити, сделанных в режиме реального времени. Они и были проданы главным аукционистом Sotheby's Олли Баркером в рамках гала-вечера. Все знают, что Эдди — это человек-праздник, для которого человеческое тело — идеальный материал, наряду с баллончиком-спреем, штукатуркой или масляными красками. Кстати, в числе предыдущих хэппенингов художника — футбольный матч нагишом. В этот раз актер Рассел Тови бегал по сцене в трусах, а рядом с ним — абсолютно нагая актриса Фернанда Муньос-Ньюсом. Мне удалось сфотографировать этот перформанс таким образом, чтобы не быть заблокированной администрацией Instagram. Оцените!
После передышки в Лондоне пришло время направляться на самое важное арт-мероприятие лета — ярмарку Art Basel. Полет в Швейцарию из Лондона каждый год напоминает мне поездку в летний лагерь. Во-первых, знаешь всех пассажиров в самолете. Во-вторых, не терпится опять увидеть друзей, но, с другой стороны, не хочется уезжать из дома с мыслями о предстоящем дискомфорте: в Базеле, пожалуй, самые ужасные отели в мире. В этом году меня и два чемодана с 60 килограммами одежды поселили в крошечный одноместный номер, где в шкафу помещалось только 6 вешалок!
Да, в Базель приезжают не за мини-комнатушками и не за маленькими телевизорами для просмотра футбола в баре. Сюда летят за большим искусством: на эту ярмарку попадают только наилучшие галереи. Но дело даже не в этом. Для меня Базель — "горячая точка" самых интересных музеев мира и дебютная сцена для самых масштабных и амбициозных арт-проектов.
Первый день Базеля — вторник — всегда посвящен закрытому просмотру ярмарки. Именно в первые часы открытия я решила поздравить любимое Buro 24/7 с Днем рождения перед картиной вышеупомянутого Стерлинга Руби. После того как я внимательно осмотрела всю ярмарку, решила посвятить остальное время музеям и другим проектам.
В этом году в моем любимом Фонде Бейлера приглашенный куратор Ханс-Ульрих Обрист из лондонской галереи "Серпентайн" организовал сногсшибательную выставку-блокбастер здравствующего немецкого классика Герхарда Рихтера. Художник в свои 82 крайне плодовит и работает в разных стилях: тут и гиперреалистичные натюрморты, и многослойные абстракции, и размытые фотографии. Выглядела экспозиция просто бесподобно — легкой и просторной. Хотя, конечно, как может вообще что-то плохо выглядеть в прекрасном музее, расположенном в парке, где лилии в пруду за окном "перекликаются" с лилиями Моне внутри! Если приехать в Базель только на пять часов, нужно смотреть именно этот музей. И в особенности выставку Рихтера в нем.
В музее Kunsthalle Basel каждый год делают выставки для истинных гурманов искусства. На этот раз куратор Бернхард Мендес Бюрги в сотрудничестве с Чикагским институтом искусств привез сюда шоу последних работ лос-анджелесского автора Чарльза Рэя. Точное попадание — скульптура-обманка "Мальчик с лягушкой". Целиком выполненная из стали и окрашенная в белый цвет, она напоминает классический, если не сказать античный, мрамор.
Еще один музей "для гурманов" — Шаулагер. Изначально он был построен как арт-хранилище для одной семьи, но теперь делает новый выставочный проект каждые пару лет. Сейчас там была презентована выставка социально-ангажированного видеохудожника Пола Чена — на любителя. В отличие от Фонда Бейлера, здесь кураторы берут на себя большие риски и делают не блокбастеры, а, наоборот, достаточно маргинальные выставки, давая некую "пощечину общественному вкусу".
Вернувшись из музеев на ярмарку Art Basel, я отправилась посмотреть секцию Art Unlimited, где показывают работы "с размахом", которые не поместились на стендах основной программы из-за больших размеров, нестандартных решений и правил пожарной безопасности. Для любого художника Unlimited — большая честь. В этом году было много амбициозных проектов. Например, "лимфатическая" инсталляция мастера по дереву Джузеппе Пеноне. Распил огромного ствола столетней лиственницы, стоящий на натуральной коже.
Кроме больших инсталляций в этом году на Базеле был представлен проект "14 комнат" — сборник перформансов в помещениях одинакового размера, который курировал опять-таки Ханс-Ульрих Обрист. Было много зрелищных работ, но самый фотографируемый — проект Дэмиена Херста про близнецов.
Пожалуй, самый "долгоиграющий" проект Базеля в этом году — шестичасовая опера в трех актах от Мэттью Барни и композитора Джонатана Беплера по произведению самого скандального писателя второй половины XX века Нормана Мейлера. На нее я, к сожалению, не попала, но встретила многих знакомых на ужине в близлежащем Kunsthalle: зрители набирались энергии для следующего тайма, пока я краем глаза смотрела футбол по моему уже любимому маленькому телевизору.
Базель для меня всегда заканчивается в пятницу, когда я уезжаю в Черный лес в Германии, где уже шестой год подряд организовываю вечеринку в отеле семьи Фукс Spielweg Romantik Hotel. Третий раз вместе с Александрой Шемлой и Абдуллой Аль-Турки посвящаю ужин стартапу ArtBinder, инвестором которого недавно я стала. Американский Vogue назвал это мероприятие одним из самых заветных приключений, которые нельзя купить на Базеле. Коктейль мы делаем у ручейка в лесу, а на ужин подают блюда из свежайших продуктов, выращенных на семейном огороде. Заканчивается все шотами местного шнапса, который поджигают официанты, и пением гимнов родных стран наших гостей у костра.
На следующее утро мне всегда очень сложно проснуться и встать. Но каждый год я очень тороплюсь на рейс на Москву в час дня из Цюриха, чтобы непременно успеть на семейный субботний ужин на даче. На этот раз было несколько приятных поводов спешить на родину: моей сестре исполнился один годик и уже на следующей неделе открывались Московская международная биеннале молодого искусства, а также долгожданная "Манифеста 10".
Каждая возможность выбраться в Санкт-Петербург вызывает у меня неподдельный восторг. Помню, как в детстве я порхала по залам местных дворцов, представляя себя царевной или графиней. Уже восемь лет подряд я езжу в Петербург на гала-ужин в Эрмитаже и чтобы увидеть специальные проекты музея, связанные с современным искусством. Самые яркие воспоминания этих лет — собрание поздних работ Виллема де Кунинга в 2006-м, выставки из коллекции Саатчи, Вима Дельвуа и многое другое. Помнится, мне даже выпала возможность провести знакомого из Нью-Йорка — великого художника Джеффа Кунса — по Эрмитажу в его первый визит в Петербург. На этот раз меня ждал самый яркий проект современного искусства за всю 250-летнюю историю музея — биеннале "Манифеста 10" в новом здании Главного штаба, посвященная творениям XX и XXI веков.
В современное искусство в Петербурге надо вливаться плавно. Я начала свою поездку не с выставки, а с похода на балет — спасибо моей прекрасной подруге Хатуле Авсаджанашвили. На новой сцене Мариинского театра в рамках Международного фестиваля "Звезды белых ночей" мне удалось посмотреть спектакль "Конек-Горбунок" с прекрасной Алиной Сомовой (невесткой Хатули) в главной роли. Честно скажу, я периодически отвлекалась от постановки на свою соседку. Не каждый день по левую руку от тебя сидит живая легенда, обаятельная Майя Плисецкая. Мне было очень приятно слышать, как тепло прима отзывалась об Алине, которую уже не раз видела именно в этой роли.
Мой патриотический вечер продолжился просмотром игры Россия — Бельгия за ужином с Хатулей и друзьями. Первый гол наших привел меня в восторг! А разочарование было особенно горьким, когда в два часа ночи стало понятно, что Россия покидает главный футбольный чемпионат. Но я еще не видела выступление наших по современному искусству. И надеялась, что победы ждали меня впереди!
На следующее утро мне не терпелось попасть на предварительный просмотр "Манифесты 10". Каждые два года фестиваль меняет место дислокации и уже побывал в Нидерландах, Люксембурге, Словении, Германии, Испании, Италии и Бельгии. Немногие знают, что по задумке биеннале каждый раз принимает самая проблемная страна Европы. В этом году "счастливчиками" оказались мы. Смысл "Манифесты": современное искусство внедряется в сознание местных жителей, чтобы показать другую точку зрения на повседневные, в том числе и политические сюжеты, которые безостановочно разворачиваются на наших глазах. Здесь, конечно, важно соблюдать гармонию: постараться не нарваться на цензуру, не обидеть принимающую страну, но при этом и не проигнорировать ее явные проблемы.
Современное искусство на "Манифесте" всеядно: может подстроить под себя любую городскую среду и беспрепятственно располагаться, где заблагорассудится: хоть в Эрмитаже, хоть на заводе в Любляне или в испанской тюрьме. Куратор основного проекта юбилейного биеннале Каспар Кениг — фигура символичная. Начнем с того, что в переводе с немецкого его фамилия означает "король". И этот король является частью целой семейной империи арт-профессионалов. Для "императорского" Петербурга его родословная подходила как нельзя лучше. С подобающим его фамилии размахом он совершил в "святая святых" Эрмитаже переворот — смешал прошлое с настоящим и будущим, внедряя новые экспонаты среди вековых шедевров.
Особенно Кениг не церемонился. Например, задвинул подальше Матисса, чтобы на его место повесить картину авангардной Николь Айзенман, обмазал маргарином от Йозефа Бойса один из залов в Зимнем Дворце, а во дворе разрешил бельгийцу-абсурдисту Франсису Алису устроить настоящую катастрофу — въехать на зеленой, как кузнечик, "копейке" (на которой тот приехал из Брюсселя) в дерево во дворе Зимнего Дворца! Самое популярное место для Instagram.
Я начала просмотр выставки с любимого Тимура Новикова. Как прекрасно он выглядел в первом зале "Манифесты"!
Следом — самая впечатляющая инсталляция — "Срез" швейцарца Томаса Хиршхорна, которого мы показывали в Москве в пространстве Baibakov Art Projects на Павелецкой набережной летом 2010 года. Блокбастер времен Советского Союза: здание без фасада с шестью коммунальными комнатами, на стенах которых висят подлинники Малевича, Филонова и Розановой.
Открытие "Манифесты" совпало с годом празднования 250-летия самого Эрмитажа и торжественным приемом по случаю. Благотворительный ужин в честь музея устроили с размахом, в Висячем саду Екатерины II как раз в тот самый момент, когда знаменитые часы "Павлин" пробили восемь часов вечера и механическая пернатая распушила хвост. После концерта и торжественного ужина гостей пригласили на полуночный просмотр "Манифесты" с бокалом шампанского "на посошок" — вот они, белые ночи! Завершился вечер походом в Б152 на хипстерскую вечеринку, устроенную журналом Garage, куда многие из гостей пришли в бальных платьях.
На следующий день я продолжила осмотр "Манифесты" в Кадетском корпусе на Васильевском острове, где в рамках параллельной программы были представлены работы русских художников. Мне очень понравился этот проект: здание Кадетского корпуса сохранилось будто "замороженным" из прошлого, как и сам Петербург. В большом количестве комнат на нескольких этажах русские художники выставили крайне амбициозные проекты. Размах увиденного напомнил мне Art Basel Unlimited.
Тело в дело — это про работу Ирины Кориной "Торжество". Уличный аниматор в костюме веселенького глобуса лежит на полу, как будто свалившись с потолка, прорвав при этом несколько уровней пластика, натянутого над головой у зрителей (тем, кто повыше, как я, приходилось ходить здесь полусогнувшись, впрочем, таким образом отдавая должное работе и художнику). Мне показалось, что эта работа — аллегория на тему несбывшихся обещаний.
Одна из звезд параллельной программы, Ольга Чернышева, хорошо известна в западном арт-мире, так как ее работы входят во многие лучшие музейные коллекции в мире. В рамках этой программы Оля представила фотосерию Domestication о людях "невидимого фронта" и вполне бытовых ситуациях, которым пора посмотреть в глаза — must see! Мне очень понравилось, как фотографии Оли перекликались с полуразрушенном помещением Кадетского корпуса: обои и двери, сложенные на полу, стали частью инсталляции.
Меня также впечатлила инсталляция Ивана Плюща (вот вам еще один выпускник Baibakov Art Projects) под названием "Процесс прохождения". Красная ковровая дорожка расстелена в воздухе в большом актовом зале: начинается от самого входа, а в конце, под потолком над сценой, сворачивается в клубок. Именно в этом зале Владимир Ильич Ленин рассказал, что большевики готовы к захвату власти. Работа Ивана изначально создана в рамках другого проекта, и эта историческая деталь, связанная с нынешним помещением, не была частью задумки. Мне же показались крайне символичными и красная дорожка, идущая вверх, и идея о захвате лидерства. Звездный час российского искусства?..
Тем, кто хочет познакомиться с новым поколением русских художников, наступающих на пятки Кориной, Чернышевой и Плющу, стоит увидеть проект "Винзавода" Generation START в том же Кадетском корпусе. Здесь выставлены работы 16 художников, в том числе восходящей звезды — Аслана Гайсумова, которого уже приметили кураторы нескольких западных музеев.
Летний сезон в арт-мире заканчивается всегда одинаково — в середине июля, в Лондоне, вечеринкой в галерее "Серпентайн" в Гайд-парке и аукционами современного искусства. Именно сюда слетается арт-сообщество после всех биеннале и выставок по Европе, чтобы подвести итоги года (в мире искусства он длится с сентября по июль!). После моих многочисленных постов из Петербурга все, кого я встречала, непременно расспрашивали про "Манифесту". А я с гордостью рассказывала об увиденном и уговорила нескольких серьезных коллекционеров совершить паломничество в Россию. Вдоволь насладиться этой арт-победой нашей страны и посмотреть главные выставки "Манифесты 10" время и у вас еще есть. Обязательно найдите его и отправляйтесь в Петербург. А я поехала дальше — отдыхать! Увидимся в сентябре.