Вячеслав Муругов: "С творческими кадрами на ТВ напряженка"
Интервью с главой канала СТС
На протяжении нескольких лет поддерживать телеканал в статусе одного из пяти самых популярных на российском телевидении — непростая задача. Она становится еще сложнее, если это развлекательный канал. В кино рассмешить всегда сложнее, чем заставить плакать, а на развлекательном ТВ надо не просто смешить, но еще и заботиться о собственной актуальности на фоне отсутствия новостных и аналитических программ.
Канал СТС пока справляется с этой задачей, производя сериалы и шоу, которые становятся для зрителей достаточным аргументом включить телевизор. О том, почему подобное еще возможно в эпоху Интернета, где искать актеров для сериалов, как бороться с пиратством и что ждет ТВ в будущем, мы поговорили с виновником телевизионно-развлекательного торжества, генеральным директором СТС Вячеславом Муруговым.
С чего для вас началось ТВ?
С Игоря Угольникова. Меня пригласили в команду авторов выходившей на РТР программы "Добрый вечер", которую вел Игорь. Я тогда еще жил в Беларуси, но благодаря Угольникову и этому проекту переехал в Москву.
Что было потом?
Программу закрыли. Тогда я впервые понял, что так бывает — проекты заканчиваются. Какое-то время работал фрилансером, но захотелось системности, и в моей жизни появился канал "Рен ТВ", в те времена возглавляемый Дмитрием и Ирен Лесневскими. У нас случилась "химия": мне дали возможность сформировать команду, с которой я занимался продюсированием развлекательных программ канала. Это был полезный опыт, а ребята, с которыми вместе работали, сейчас создают программы практически для всех каналов. Потом я, собственно, получил предложение от Александра Цекало и Александра Роднянского перейти на СТС.
"Технического персонала более или менее хватает, а с творческими кадрами напряженка. Идет постоянная битва за актеров и режиссеров"
В чем, с технической точки зрения, заключается работа продюсера?
Есть разница между продюсером независимой компании, которая производит программы под заказ, продюсером конкретного канала и отдельно — его руководителем. Я, как генеральный директор, должен смотреть на СТС в целом и заниматься планированием всего канала, учитывая предпочтения аудитории, в которой также должен разбираться, знать ее состав. Всегда важно чувствовать потребности и вести к ним производство. В результате получается кабинетная и даже научная работа. Если же речь идет о создании конкретного проекта, задача продюсера — организовать процесс. Не нужно ходить с камерой по полю, но надо найти правильного человека, который этим займется. Главное, конечно, угадать с идеей и заработать на ней деньги, чтобы вложить их в новый проект.
Формулы идеального проекта не существует, поэтому никто не застрахован от ошибок. Можете вспомнить свои?
Ошибки есть у каждого продюсера, разница лишь в их количестве и соотношении с успешными проектами. Но знаете, победы, в отличии от поражений, ничему не учат. Мозг продюсера устроен так, что сделав выводы, мы стараемся забыть плохое, но пару неудач все же могу припомнить. Например, совсем не получилась адаптация сериала "Как я встретил вашу маму". Если смотреть на шоу, которые "не пошли", то "СТС зажигает суперзвезду" — попытка создать наш вариант American Idol.
Вы упомянули адаптацию "Как я встретил вашу маму". Где грань между "аналогом" и банально переведенным на русский язык сериалом, снятым нашим режиссером и нашими актерами, которые при этом, очевидно, отстают от своих прототипов?
В силу того, что мы начали лет на 30 позднее, у нас нет выбора: приходится подсматривать, а иногда, как было с "Моей прекрасной няней", приглашать иностранных специалистов на площадку. Все это дает возможность учиться, чтобы потом создать по-настоящему свой продукт. Более того, права на адаптацию сериала "Кухня" купил канал CBS, а значит это уже двусторонний процесс.
"в наше время сериал — это не 250 серий, а нечто короткое и емкое, в чем может выразиться даже кинохудожник"
Существует что-то между адаптациями и оригинальными идеями?
Сейчас мы заняты проектом, который, надеюсь, привнесет что-то принципиально новое. Он называется "London-град" и рассказывает о жизни русских в Лондоне, где непосредственно проходят съемки.
С чем вообще связан повышенный интерес к сериалам?
Интерес к ним существовал всегда, но у самого слова "сериал" был иной оттенок. Теперь не стыдно говорить, что ты смотришь сериалы, а постоянные посетители территории "Красного октября", кажется, вообще соревнуются в том, кто быстрее посмотрит что-то новое... Считается, что это демонстрирует твою продвинутость. Почему так случилось? Все благодаря Западу и интернету, который открывает доступ к сериалам. К тому же в наше время сериал — это не 250 серий, а нечто короткое и емкое, в чем может выразиться даже кинохудожник.
Кто и как определяет срок жизни того или иного проекта?
Зрители.
Много или мало, но зрители есть всегда. Я имею в виду некую психологическую отметку, на которой принимается решение свернуть проект.
Продюсеры — жадные люди, которые всегда стараются выжать максимум и ждут, когда проект умрет в эфире. В случае с холдингами у шоу и сериалов есть возможность довольно долго продолжать свое существование, кочуя по каналам. А кто принимает решение? Естественно, руководители канала. Взвешиваются все "за" и "против", предпринимаются попытки оживить сериалы, ввести новых героев. Закрытие — крайняя мера, на которую никто с легкостью не пойдет.
На ТВ ощущается нехватка кадров?
Технического персонала более или менее хватает, а с творческими кадрами напряженка. Идет постоянная битва за актеров и режиссеров. Последние сейчас занимают главное место в любом проекте. Мы уходим от ситуации, когда имя режиссера сериала никто не знал. Теперь от этого имени отталкиваются.
У актеров есть срок годности? Или вы готовы снимать отдельных персонажей бесконечно долго?
В идеале надо снимать одного актера в одном проекте. Зрителю сложно воспринимать конкретного человека в нескольких разных сериалах. Но есть исключения. Когда мы находим актера, раскручиваем его, то, конечно, хотим снимать дальше, и я очень ревностно отношусь к их работе с другими продюсерами!
"Продюсеры — жадные люди, которые всегда стараются выжать максимум и ждут, когда проект умрет в эфире"
В одном из последних проектов — "Молодежке" — вы открыли минимум пять новых лиц для российского кино и ТВ. Где вы их нашли и могли ли предполагать до выхода сериала, что они будут настолько популярны?
До старта проекта мы всегда очень аккуратны в оценках. Конкретно с кастингом "Молодежки" помог режиссер сериала, который нашел харизматичных, сексуальных и по-актерски сильных ребят. Они, к счастью, выстрелили и, к моему сожалению, уже снимаются у других продюсеров в их проектах.
У актеров есть обязательства перед каналом вне съемочной площадки?
Никаких обязательств нет.
То есть канал не несет ответственность за имидж актеров, которые фактически являются его лицом?
Скорее, актеры несут ответственность.
Как изменилось отношение киноактеров к сериалам?
На хорошего режиссера, снимает он кино или сериал, клюнет любой актер. Например, имя Резо Гигинеишвили позволило собрать для сериала "Последний из Магикян" актеров высокого уровня.
На ТВ чувствуется борьба развлекательного и "серьезного" контента?
Это разные миры.
То есть эти каналы смотрят всегда разные люди?
Они, скорее, смотрят эти каналы по-разному. Развлекательное ТВ во многом переместилось в интернет, а новости по-прежнему смотрят по телевизору. Но есть такие вещи, как, например, Олимпиада, ломающие сетки абсолютно всех каналов. Лично я, как россиянин, очень радовался успехам сборной и "Первого канала", организовавшего открытие и закрытие Игр, но как руководителя СТС всеобщий патриотизм меня не радовал.
"когда я только начал заниматься производством сериалов, после каждой премьеры ездил на "Горбушку", чтобы посмотреть, продаются ли уже "левые" DVD. Сейчас интернет — моя новая "Горбушка"
Как относитесь к интернету?
Я вхож в интернет.
Все мы вхожи, но ведь там есть такая вещь, как пиратство.
Сложное отношение. Все мы сошли с ума на почве Twitter и Facebook. А по поводу пиратства... Скажу так, когда я только начал заниматься производством сериалов, после каждой премьеры ездил на "Горбушку", чтобы посмотреть, продаются ли уже "левые" DVD. Для меня это было отражением успеха проекта. Сейчас интернет — моя новая "Горбушка". Но, конечно, мы боремся с пиратством, предлагая зрителям легальный контент канала в интернете. Если не можешь что-то победить, надо это возглавить.
Люди, которым удобнее смотреть сериалы в интернете — легально или нет — являются проблемой для телеканалов?
В конечном счете телевидение — это бизнес. Не проблема, если он приобретает новые формы. Все плохо, только если ты на 90% зависишь от рекламы. А в случае с интернетом мы придумываем либо проекты, которые изначально развиваются трансмедийно, либо ищем способы вернуть людей к экранам. Если не получится вернуть всех, значит поведем в Сеть рекламодателей.
За последние десятилетия, кроме интернета, было ли что-то, заставившее настолько же глобально пересматривать подход к созданию продуктов канала?
Да, тематические каналы, которых становится все больше и больше. Если собрать их вместе, они готовы конкурировать с кем угодно. Ну, и конечно, появляются соперники — новые развлекательные каналы, которые заставляют нас делать что-то принципиально новое.
Основываясь на собственном опыте и включая фантазию, каким видите ТВ через 10 лет?
Думаю, грань между зрителями и ТВ будет стерта. Потеряется ощущение, смотришь ты сериал или сам участвуешь в нем. Получится такое "Шоу Трумана".