Поиск

Carven: парижская штучка

Carven: парижская штучка

Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7

Попав во время последней недели моды  в единственный бутик Carven в Париже, я окончательно поняла, почему с 2010 года, когда креативным директором этой французской марки стал Гийом Анри, каждая ее коллекция вызывает у меня неконтролируемый потребительский энтузиазм и восторг, — показанная в конце сентября весенне-летняя 2013 года не стала исключением. Чтобы разобраться в стремительном успехе фирмы, о которой еще года четыре назад вспоминали разве что историки моды и элегантные парижские старушки, мало увидеть эти вещи на показе или в Интернете. Нужно их внимательно рассмотреть, пощупать и даже понюхать (о том, что настоящий стиль и качество имеют свой характерный "аромат", мне рассказывал когда-то сам Жан-Поль Герлен).

Carven: парижская штучка (фото 1)

Иероним Босх "Сад земных наслаждений" и Carven осень-зима 2012

Осенне-зимняя коллекция Гийома Анри, о которой всегда экспрессивный критик Сюзи Менкес написала "I want it all", окутана нежным флером северного Ренессанса и воспевает хрупкую инженю. Впрочем, к последнему дизайнер, пришедший в Carven после трехлетней "службы" в респектабельной и качественной фирме Paule Ka и непродолжительной работы в Givenchy, нас уже приучил. Тут вам и "цитаты" из фламандских Мадонн, и затейливые ажурные ткани, напоминающие окна-розы и другие архитектурные элементы позднеготических и ренессансных соборов, и даже платье, блузка и футболка с принтом из фрагментов  шедевра  Иеронима Босха "Сад земных наслаждений". Можно долго восхищаться этой виртуозной стилизацией. Однако мода все-таки, если и искусство, то сугубо прикладное. Поэтому от наслаждений духовных перейдем поскорее к наслаждениям материальным.

Carven: парижская штучка (фото 2)

Готическая роза и Carven осень-зима 2012

Главный талант Гийома Анри кроется в его непоколебимой и бескомпромиссной "французскости". Именно из-за нее текут слюнки у байеров и редакторов модных журналов со всего света, для которых каждая его коллекция становится одним длинным списком вещей, которые хочется не только использовать в модных съемках, а прежде всего купить. Не говоря уже о модниках. И заключается эта его "французскость" в умении парить — и быть понятным, экспериментировать — не изменяя классике, фантазировать — не перебарщивая, провоцировать — не оскорбляя, быть художником — оставаясь прагматичным до мозга костей. Не стоит забывать, что именно французы сделали быт — а мода его составная часть — искусством, создали культуру, в которой практичность и эстетическое совершенство стали неразделимы.

Carven: парижская штучка (фото 3)

Лоренцо ди Креди "Портрет молодой женщины" и Carven осень-зима 2012

Эстетика, которой предан Анри, тоже французская, до мельчайшего бозона. И дело тут не в наследии дома — в Carven практически не сохранилось архивов. В 1940-1950-х годах — золотом периоде марки  ее коллекции отличались сочетанием кутюрного качества, элегантности и девичьей свежести. Их Анри попытался воссоздать. Но на этом его архивные изыскания и закончились, уступив место собственному творчеству. "Я очень падок на все то, что олицетворяет старую добрую Францию, — немного похожее на карикатуру, но столь притягательное. Люблю традиционные кафе с широким прилавком, старые кинотеатры, частные пансионы, церкви, ритуалы и праздники — День взятия Бастилии, праздник святой Екатерины, все эти причуды нашей жизни, которые сложно переоценить," — заявил в одном своем недавнем интервью Анри, известный еще и как большой поклонник французского кино. Все эти короткие платья, полностью скрывающие декольте и оставляющие на обозрение стройные ноги, кокетливые шорты, А-образные юбки и блузы с баской, пальто с узкой линией плеч, деликатные охряные и терракотовые расцветки, серо-голубой парижского неба и глубокий зеленый листвы деревьев — родом оттуда. Как и любимые дизайнером рубашки — в процессе застегивания и расстегивания пуговиц он видит возможность для современных женщин быть вовлеченными в почти утерянный ритуал неспешного "одевания", и самые разнообразные воротники ("Каждый из них — сам по себе история", — нередко повторяет Анри).

Carven: парижская штучка (фото 4)

Иероним Босх "Сад земных наслаждений" и Carven осень-зима 2012

И неважно, какой именно культурологический контекст выбирает дизайнер для своей коллекции, — будущей весной это будут вариации на тему 1940-х с пиджаками и шелковыми платьями с завышенной талией и неожиданными интерпретациями колониального стиля: его образы всегда предельно реалистичны, их можно представить и почти потрогать рукой. Это все те же парижанки — не небожительницы из высшего света, а студентка Сорбонны, продавщица книжного магазина с левого берега Сены, молодая актриса или будущая писательница из "малого Парижа". Ну или наше непоколебимое, несмотря на изменившиеся по сравнению со временами Симоны де Бовуар, Шаброля и Лелуша реалии посткризисного и полиэтнического Парижа, представление о них. Что, в общем-то, одно и то же. 

Carven: парижская штучка (фото 5)

Готическая роза и Carven осень-зима 2012

Если и есть среди сегодняшней дизайнерской элиты человек, в котором гармонично уживаются пресловутые "разум и чувство",  так это именно креативный директор дома Carven. За что я лично безгранично его уважаю. А еще за то, что платья из бархата, тонкой шерсти и шелкового джерси из его текущей коллекции изумительно сидят — благодаря великолепному крою. За то, что они в то же самое время целомудренные и чувственные — результат виртуозно выверенного соотношения длины, силуэта и объема и безоговорочного следования их автора принципу "открыл одно, скрой другое". Как не устает повторять сам дизайнер, платье — "визитная карточка" коллекций марки —  вызывает у него удовлетворение только тогда, когда оно одновременно сексуальное и скромное. Еще я чту Гийома Анри за то, что марку Carven отличает исключительное качество: коллекции отшиваются в Венгрии, где легкая промышленность всегда была на высоте, и с изнанки вещи так же безупречны, как и с лицевой стороны, — хоть так и носи. Знать, что на тебе идеально не только то, что видно, но и то, что скрыто, — особый кайф. И роскошь, которую в наши дни трудно заполучить, причем даже за очень большие деньги. Кстати, о деньгах. Суммы на ценниках, к удивлению, не напоминают первый взнос за квартиру или дачный участок — 250-300 евро за юбку из тонкой шерсти, в районе 500 евро за коктейльное платье из шерстяного крепа и 450 евро за двубортное пальто из смеси с шерстью вызывают редкое чувство искреннего понимания и безоговорочного принятия. А сколько радости и приятных эмоций они сулят! Каждому, кто полюбил Париж, хочется чувствовать себя его частью. И мода дает уникальный шанс окунуться во всю эту "парижскость". Другое дело, что, бродя по его улицам и площадям, сделать это легко. А вот почувствовать себя парижанкой, прогуливаясь однажды холодным днем по слякотному московскому бульвару, — такое многого стоит.

Carven: парижская штучка (фото 6)

Carven осень-зима 2012 и портрет Франческо Фоскари, Ладзаро Бастиани

Текст: Илектра Канестри
Коллажи: Дуня Захарова