Почему флорентийские синьоры одеваются лучше француженок
Made in Italy
Во Флоренции открылась летняя выставка Pitti Uomo. На этот раз тут празднуют 60-летие Флоренции как родного города итальянской моды, поэтому вечер накануне открытия получился невероятно торжественным. В только что отстроенном флорентийском оперном театре (не минуло и 450 лет со времен флорентийской камераты) прошел концерт знаменитого итальянского тенора Андреа Бочелли. И знаете, что было самым впечатляющим? Не новенький сияющий оперный театр, не выставка костюмов знаменитого ателье Tirelli, где шили исторические платья и сюртуки для опер Дзеффирелли, фильмов Феллини и Висконти, и даже не выступление самого тенора — все было в разной степени прекрасно, но не это поразило мое воображение. Самым сильным впечатлением вечера стали флорентийские синьоры: местные княгини, графини и маркизы, участницы той самой флорентийской моды, ее клиентки и ее создательницы, которые собрались здесь.
Отдавая должное итальянскому стилю, я всегда находила его немного too much: все эти золотые браслеты с монетами, все эти яркие принты, все эти "дольче" и "габбаны", "пуччи" и "гуччи", вся эта избыточная декоративность и дольче вита с купанием в фонтане. Все это для меня было как-то слишком нарочито, и я, безусловно, предпочитала, например, французскую манеру одеваться, с ее сдержанностью, серым и черным, вечным understatement и бонтоном. Ну или английскую — с ее иронией, аристократической эксцентричностью, лисьей охотой и прочими традиционными радостями и традиционным гардеробом. Но боже мой, как эти восхитительные итальянские женщины самых разных возрастов умеют выглядеть блистательно! Ни одной француженке и тем паче англичанке такое и не снилось!
Тафта, атлас, парча, шелк-сырец и шелк-дюшес цветов драгоценных камней. Стразы, кристаллы, кабошоны, стеклярус и пайетки. Все, что обычно снится в страшных снах пуристам и минималистам, все, что непременно входит во всевозможные списки запретов модных критиков, эти синьоры носят так, что просто дух захватывает. Винтажные наряды из семейных гардеробов (или здешних винтажных магазинов, в которых можно найти настоящие сокровища), вещи, сшитые на заказ в местных сарториях, где флорентийки и флорентийцы одевались всегда и продолжают одеваться сейчас, платья старых итальянских люксовых марок, названия которых известны только историкам моды, да и то не всем. Вот вы слышали что-нибудь, например, о Valditevere? Между тем это старая тосканская марка, существующая с 1951 года, из тех, с которых начиналась итальянская alta moda и вообще итальянская фэшн-индустрия, возродившая послевоенную страну, чье 60-летие, собственно, и празднуют сегодня во Флоренции. Valditevere сами производили свои шелка под Ареццо, открыли сарторию во Флоренции, к ним ходил весь флорентийский свет, их ателье и бутик на via delle Terme существуют до сих пор. И до сих пор у них шьют наряды флорентийские синьоры. Феерическое платье цвета свежей травы и болеро с так называемыми королевскими рукавами на Сибилле делла Герардеске (да-да, из семьи того самого Уголино делла Герардеска, чью смерть с детьми и внуками в башне Голода описал Данте в “Аду”) было одним из лучших нарядов вечера и смотрелось на ней так органично, как ни один оскаровский наряд ни на одной кинозвезде.
Все, что обычно снится в страшных снах пуристам и минималистам, все, что непременно входит во всевозможные списки запретов модных критиков, эти синьоры носят так, что просто дух захватывает
Не знаю, возможно, все дело именно в этом — в неповторимом умении подобное носить: открытые сандалии, украшенные крупными камнями с крупными сережками, бирюзовую длинную накидку из плотного шелка с такой же длины и цвета платьем, джинсовую рабочую куртку со стразами на вороте и юбку цвета фуксии из шелка-газара в стиле зрелого Баленсиаги. Любое такое чрезвычайно рискованное сочетание кого угодно может превратить в попугая, но у этих женщин во всем ощущается такой богатый и тонкий вкус, такое благородство и просто бездна культуры, накопленной как минимум пятью поколениями друзей галереи Уффици и клиентов alta moda.
Надо сказать, что я просто не могла отвести от них глаз и думала о том, насколько же редка в современном мире вот эта способность нарядиться так, чтобы не выглядеть нелепо, избыточно, аляповато и вообще overdressed. Мы все так этого боимся, что в 9 случаях из 10 предпочтем влезть в какое-нибудь унылое "маленькое черное платье", обманывая себя тем, что "это элегантно". Нет, это просто скучно и только выдает отсутствие стиля, вкуса и всякого воображения. Спортивная, минималистичная, уличная мода последнего времени почти лишила нас способности носить красивые в традиционном смысле этого слова вещи и выглядеть не только уместно, но и модно. Видеть в одном месте столько людей, умеющих это делать, непривычно и удивительно. Легко быть нормкорщиком, когда биркенштоки с носками — это ваш самый большой вызов. А вот попробуйте нарядиться в сатин цвета рубина, надеть украшения, заметные со ста шагов, и не выглядеть как на стилизованной винтажной вечеринке. Это кажется по-настоящему волшебным талантом, которым, в такой мере как итальянки, не обладает уже, кажется, никто.
В финале этого вечера, поднимаясь по лестнице, мы с коллегой восторженно обсуждаем впереди идущую синьору. На ней надеты шелковые брюки, сплошь расшитые золотыми стразами, туфли Roger Vivier такого же цвета жидкого золота и навороченная черная кожаная косуха. При этом сама она отнюдь не худа и не молода, что решительно никак не маскирует.
Спортивная, минималистичная, уличная мода последнего времени почти лишила нас способности носить красивые в традиционном смысле этого слова вещи и выглядеть при этом не только уместно, но и модно
"Посмотри, — говорю я, — каждая из этих вещей выглядит абсолютно дико, но как круто смотрится все вместе!" — "Ага, — отвечает моя коллега, — но лучше не пытаться это повторить". Она, конечно, права: мы никакие не итальянские синьоры, и наши шансы на успех тут минимальны. Но когда видишь все это великолепие, отчетливо осознаешь, как же скучно жить в царстве слипонов, кроссовок и одинаковых белых футболок.
На первой фотографии: журналист и редактор Констанца Пасколато и светская дама Изабелла Венероси Пешьёлини (справа)