Поиск

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса

Образцовый год в великом парижском доме моды

Текст: Елена Стафьева

Месье Диор обожал стиль Людовика XVI и красавиц Belle Époque с портретов Джованни Болдини, недолюбливал экстравагантность 1930-х в стиле Скьяпарелли и ненавидел моду зазу эпохи немецкой оккупации. "Не ушло еще военное время, когда женщины стали солдатами в мундирах, которые подчеркивали широкие плечи борцов. Я же рисовал женщину-цветок, с покатыми плечами, высокой грудью, тонкой, как стебелек талией, в пышной, как венчик юбке," — писал он в своей автобиографии Christian Dior et Moi.

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 1)

Atout Cœur dress, Haute Couture весна-лето 1955; Gourah ensemble, Haute Couture осень-зима 1952

 "Розы". Ателье Кристиана Диора. Фотограф Loomis Dean 1957

 "Розы". Ателье Кристиана Диора. Фотограф Loomis Dean 1957

Все знают, что Диор был помешан на женщинах-цветах - и именно с этим самым сильным диоровским образом предстояло иметь дело Рафу Симонсу, чья собственная эстетика была максимально далека от цветов. Достаточно вспомнить, что именно он еще до Эди Слимана использовал пресловутый I-силуэт, в его коллекциях конца 1990-х были тщедушные мальчики в узеньких брючках, куцых пиджачках на цыплячьих плечиках и школьных свитерах — мрачные голодные подростки из неблагополучных кварталов. Почти семилетняя работа в Jil Sander сформировала его персональный стиль, основанный на минимализме Джил Сандер, но заметно от него отличающийся все возраставшим вниманием к золотой эпохи кутюра, — Симонс не раз говорил, что находит десятилетие с 1947 по 1957 год очень вдохновляющим. Весь свой интерес к кутюру середины прошлого века (и умение с ним работать) он усиленно демонстрировал последние сезоны в Jil Sander — и кульминацией стала его последняя коллекция — за что, собственно, его и взяли в Dior. И все, что он там сделал за минувший год, было очень тонкой, грамотной, в высшей степени современной работой с историческим наследием. Не просто блестящей, но действительно образцовой работой.

Christian Dior Haute Couture осень-зима 2012. Фотограф Патрик Демаршелье

Christian Dior Haute Couture осень-зима 2012. Фотограф Патрик Демаршелье

Christian Dior Haute Couture осень-зима 2012. Фотограф Патрик Демаршелье

Christian Dior Haute Couture осень-зима 2012. Фотограф Патрик Демаршелье

В Christian Dior Симонс начал с буквальной реализации цветочной метафоры, на своем первом показе выстроив во всех залах стены из живых цветов от пола до потолка в цвет оформлению, — получился настоящий перформанс, решение в стиле современного искусства. Современного искусства, которым Симонс, завсегдатай ярмарки Frieze London, очень увлекается, которое коллекционирует, и без которого совершенно невозможно представить себе сегодняшнюю моду. Однако у Симонса оно очень аккуратно интегрировано в историю моды. Если ничего не знать про Стерлинга Руби, современного американского художника, которого продает Саатчи и которого очень любит Раф, то платья из первой кутюрной коллекции — сделанные из шелка в каплях и разводах, вытканного на знаменитой лионской мануфактуре Bucol, — выглядят просто красивыми платьями с современным принтом. Никаких банальных колобораций с арт-звездами и прочих вульгарных приемов Симонс пока себе не позволял.

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 2)

Christian Dior Haute Couture осень-зима 2012. Фотограф Патрик Демаршелье

Christian Dior Haute Couture осень-зима 2012. Фотограф Патрик Демаршелье

Показывая вторую кутюрную коллекцию, Симонс остроумно обыграл любовь Кристиана Диора к садоводству, разбив сад и устроив зеленые горки прямо на подиуме. Между ними скользили модели в платьях, на которых прорастали объемные цветы из пайеток, бусин и стекляруса и рассыпались на сотни розовых лепестков. Все эти девушки в цвету в волшебном диоровском саду выглядели очень современно, но вместе с тем напоминали о розарии мадам Диор на фамильной вилле Les Rhumbs в Гранвиле, о Прусте и все той же Belle Époque.

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 3)

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 4)

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 5)

Christian Dior Haute Couture весна-лето 2013

И вот, наконец, в коллекции prêt-à-porter осень/зима 2013-14, показанной только что в Париже, Симонс использовал три архивные диоровские модели. Первая, знаменитое широкое красное пальто с воротником-бантом, была воспроизведена практически без изменений, а вот две другие — розовое платье-бутон из шелковой тафты и платье-клумба, полностью расшитое объемными цветами, оба 1949 года, — были очень любопытно модернизированы. Полностью сохранив их крой и силуэт, Симонс сделал первое из черной кожи, а второе целиком покрыл черными же цветами, — и эта резкая реплика показала, насколько он устал от "женщин-цветов". Тем интересней будет увидеть летом, что же дальше Симонс сделает с этим неизбежным образом. Впрочем, судя по тому, как легко и вольно он обходится со всеми классическими диоровскими кодами, в один прекрасный момент мы можем вовсе не увидеть ни одного цветка в коллекциях Christian Dior.

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 6)

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 7)

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 8)

Christian Dior осень-зима 2013/14 и архивные модели 1949 года

Симонс аккуратно и очень виртуозно деконструирует классический диоровкий кутюр. Жакет-бар он показывает с брюками-сигаретами и практически превращает в смокинг. Юбка-венчик то словно чуть закручивается вокруг собственной оси, то составляется из отдельных клиньев, смещенных от центра, то выглядит похожей на абажур, то на фижмы, то делается из шелка с эффектом жидкого блеска в психоделических переливах и полосах.

Самый остроумный фокус с классическим диоровским декольтированным бальным платьем Симонс провернул уже в первой кутюрной коллекции, секвестрировав его до размера топа с пышной, достаточно длиной баской — эти свои фирменные топы-мини-платья он теперь показывает в каждой коллекции с брюками или юбкой. Баски, характернейшая диоровская деталь 1950-х, вообще всячески акцентируются Симонсом в жакетах, топах и платьях — классические и ассиметричные, тон в тон и контрастные.

Если Гальяно силуэт new look театрально гиперболизировал и делал гротескным, то Симонс чуть смещая пропорции, добавляя асимметрии и деконструкции, делает его концептуальным и очень современным. New look, с которым за последние пять лет не поработал только ленивый, будучи неотъемлемой диоровской собственностью, остро нуждался в каком-то остранении, и Симонс, соединяя кринолин с прозрачным трикотажным верхом как в спортивном трико, узкое коктейльное платье из атласа дюшес с летящим шелковым из тафты, добился именно такого эффекта неожиданной свежести. При этом общий силуэт остается ясным, чистым и гладким, и безошибочно опознаваемым как Dior.

Miss Dior dress, Haute Couture весна-лето 1949. Фотограф Патрик Демаршелье

Miss Dior dress, Haute Couture весна-лето 1949. Фотограф Патрик Демаршелье

Натали Портман в рекламной кампании аромата Miss Dior

Натали Портман в рекламной кампании аромата Miss Dior

Надо отдать должное Бернару Арно — он безошибочно чувствует, когда сменяется эпоха и нужно менять эстетику дома. Как в 1989 году Джанфранко Ферре смел всю буржуазную утонченность Марка Боана, а в 1997-м году Джон Гальяно развеял по ветру барочную пышность Джанфранко Ферре, так сейчас Раф Симонс камня на камне не оставил от будуарного угара Гальяно. "Я бы не сказал, что я публичная персона. Но когда у вас есть голос, люди хотят слушать," — сказал Раф Симонс в интервью Сюзи Менкес. Это подкупающая формула — и очень подходящая Симонсу. Судя по тем финансовым показателям, которые Christian Dior недавно обнародовал, голос и на этот раз был выбран верно.

Да, конечно, сила такого бренда, как Christian Dior, способна была повышать продажи даже в течение того года, когда дом существовал вообще без арт-директора, но именно правильно выбранный на этот пост дизайнер сделал коммерческий успех художественно убедительным. Как говорил месье Диор: "Мода зиждется не на коммерческом интересе. Коммерческая мода нежизнеспособна, ей нечем пленять, а значит, она не может распространиться."

Раф Симонс

Раф Симонс

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 9)

Как сделан Christian Dior Рафа Симонса (фото 10)