Поиск

Как менялись костюмы по мере взросления главной героини «Присциллы» Софии Копполы

Как менялись костюмы по мере взросления главной героини «Присциллы» Софии Копполы

Текст: Софа Филимонова

Праздник 8 Марта появился как день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию еще в 1910 году, но по сей день женщины по всему миру попадают в кажущиеся безвыходными ситуации ограничения свободы и сталкиваются с психологическим и даже физическим насилием. Одной из таких стала Присцилла Пресли, единственная жена короля рок-н-ролла Элвиса. Любовь, контроль, зависимость, абьюз и преодоление — все это отражалось и на ее образе. Посмотрели байопик Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я» и рассказываем, как менялся стиль женщины с непростой судьбой.


Режиссер картины «Присцилла: Элвис и я» София Коппола пригласила к работе над фильмом художницу по костюмам Стейси Баттат, которая, в свою очередь, изучила путь главной героини от школьных лет на военной американской базе в Германии до решения о разводе с Элвисом Пресли. В рамках ограниченного бюджета и сжатых сроков (продакшен фильма продолжался лишь 30 дней) работа над костюмами велась вплоть до съемок последней сцены. «Коппола создает мудборд, который отражает тон, эмоции и состояние персонажа. Обычно там бывают фотографии, которые посвящены скорее текстуре и настроению. Мы так часто работали вместе, что уже доверяем друг другу и понимаем с полуслова», — поделилась Баттат в интервью журналу Marie Claire. К слову, художницу по костюмам и режиссера связывает 20-летняя дружба и совместная работа над «Где-то» (2010), «Шикарное кольцо» (2013), «Очень мюрреевское Рождество» (2015), «Обольщенные» (2017), «На скалах» (2020). Они познакомились в магазине Marc Jacobs в 2000-х, в 2004-м Коппола забрала статуэтку «Оскар» за сценарий «Трудностей перевода» в платье, подобранном Баттат.

Как менялись костюмы по мере взросления главной героини «Присциллы» Софии Копполы (фото 1)
Снимок с бэкстейджа фильма «Присцилла: Элвис и я»

В фильме ориентироваться во времени зрителю помогают даты, появляющиеся на экране, но не только: костюмы служат подсказкой тоже. Перед тем, как приступить к работе, команда художников по костюмам вооружилась архивными снимками разных лет и журналами того времени. Так появилась идея разделить каждый из периодов жизни главной героини с помощью цвета. Серовато-пастельные и розовые оттенки выбрали для описания детства в Германии; коралловые и желтые (как бы дающие надежду и веру в будущее) рассказывали о самостоятельном переезде в Мемфис и юности в Грейсленде; гамма из глубокого синего, зеленого и фиолетового — о времени, когда нужно было определиться с собственным вектором движения и закрыть предыдущую главу жизни. Как признается Баттат, она не общалась с Присциллой в реальной жизни и даже не читала автобиографию, по которой написали сценарий, чтобы не отходить от видения режиссера, а также физических и личностных изменений, которым подверглась героиня на протяжении всего повествования.

Школа в Германии и первое знакомство с поп-королем

Как менялись костюмы по мере взросления главной героини «Присциллы» Софии Копполы (фото 2)
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

Германия, 1959 год — фильм начинается с кадра, где видим 14-летнюю Присциллу Вагнер, сидящую за барной стойкой в кафе и читающую книгу. На ней — пышная юбка и застегнутый на все пуговицы кардиган с круглым вырезом. Низкий хвост и никакого макияжа — на съемочной площадке для такого бьюти-образа даже была придумана рабочая команда «Baby Glam». Всего через несколько дней после этой сцены произойдет встреча с Элвисом, когда он многозначительно назовет Присциллу малышкой, — тогда начнется история любви и тотального контроля. Теперь Элвис будет диктовать правила внешнего вида Присциллы — от цвета волос и макияжа до принтов на одежде и длины юбки. Уже на второй встрече она появляется во «взрослом» коричневом платье с поясом, которое можно легко представить в гардеробе матери главной героини. «Она действительно одолжила вещи у своей мамы. Есть их фотографии в одном и том же платье», — рассказала в интервью Баттат.

Viva Las Vegas и самостоятельная жизнь

Уже в первую совместную поездку в Вегас Элвис начинает диктовать Присцилле, в чем пойти в казино, какие туфли подойдут для шопинга и какие цвета ни в коем случае нельзя носить. Каждый свой выбор мужчина аргументирует тем, что так ему больше нравится, и Присцилла на все соглашается. Так 15-летний подросток приходит в казино в облегающем ледяно-голубом платье с огромным бантом на одном плече. Перед художниками стояла задача сделать образ более взрослым и заметным, таким, какой ей мог предложить Элвис. Визажист Джо-Энн Макнил рассказала журналу W, что макияж неспроста дополнили тенями цвета «синей замши», создающими дымчатый эффект: это прямая отсылка к хиту The King 1956 года из дебютного альбома Пресли. И тут же по-наивному детское желание Присциллы не просто нравиться мужчине, но безукоризненно соответствовать его представлениям об идеальной девушке, даже если ей самой это не по вкусу. 

Миссис Пресли

Как призналась Баттат в интервью журналу People, она никогда не видела настоящее свадебное платье Присциллы вживую. Вся работа над его воссозданием велась только по оставшимся фотографиям. «Может быть, оригинальное платье и лежит сейчас где-то в архивных коробках в Грейсленде, я не знаю, — прокомментировала Баттат, — но да, я никогда не видела настоящего платья». Присцилле было 23 года, когда она вышла замуж. Платье для церемонии нашлось в ближайшем свадебном салоне: девушка не хотела лишний раз привлекать к себе внимание. Для фильма же его придумала команда Chanel: взяли за основу фотографии реального платья и архивные коллекции креативного директора Виржини Виар, затем в ателье подготовили четыре варианта. Финальный дополнили ярким макияжем, начесом и молочным маникюром с длинными ногтями — известно, Элвис лично занимался созданием оригинального свадебного образа.

Беременность и материнство

«Во время беременности она не сильно набрала вес, — говорит Баттат журналу Filmmaker. — Присцилла ела очень мало, потому что Элвиса не привлекали беременные женщины, а она хотела оставаться его идеалом, так что у девушки не было новой одежды, когда она была беременна. В кадре Присцилла появляется в том же платье, в котором несколько лет назад проводила время на вечеринках вместе с Элвисом и их общими друзьями. Спустя столько лет Присцилла все еще носит один размер: для нее важно соответствовать требованиям Элвиса и быть для него красивой и желанной, при этом она чувствует себя несчастной».

Семейный портрет

Как менялись костюмы по мере взросления главной героини «Присциллы» Софии Копполы (фото 9)
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я» 

«Хотя образы вдохновлены реальными предметами одежды, они также должны подходить актерам, которые их носят. Например, фиолетовая блузка Присциллы на их с Элвисом семейном фото, — говорит Баттат People. — Я не могу вспомнить точное число, но, скажем, у оригинальной блузы было двенадцать рядов рюшей. Для Кейли Спэни мы сделали десять, чтобы одежда лучше смотрелась в кадре». В это же время сама Присцилла начинает меняться — на смену иссиня-черным волосам и сложным начесам (которые так любил Элвис) приходят натуральные оттенки и мягкие укладки с волнами и пробором посередине. Уходит и тяжелый макияж с толстыми стрелками и накладными ресницами. Стоя на коленях рядом с Элвисом, одетым в блестящий, больше похожий на сценический костюм, она выбирает ту же цветовую гамму, но тут уже чувствуется ее стиль — простая комбинация сиреневого топа с объемными рукавами, фиолетовых брюк и массивных ботинок. «Что особенно важно в этой сцене — то, что это действительно история их жизни, — объясняет Баттат журналу Enterteiment Weekly. — Это показывает, насколько далеко они отошли друг от друга».

Прощай, Грейсленд

Присцилле было 28 лет, когда они с Элвисом приняли решение развестись и пойти каждый своим путем. Это было психологически непросто, так как взросление и буквально половина жизни героини пришлись на эти отношения. Она понимает, что за все время одевалась, красилась, говорила и вела себя так, как того хотел Элвис. Получившаяся картинка не имеет ничего общего с ней настоящей. Единственный выход из сложившейся ситуации — развод. В сценах, где Присцилла сообщает Элвису о решении расстаться и покидает Грейсленд, она одета в пиджак, простую блузу и брюки — вещи, которые терпеть не мог Элвис. Но теперь Присцилла решает, как будет выглядеть, только ее мнение имеет значение, и она — больше не та 14-летняя девочка, которую мы видели в начале фильма.

Как призналась сама София Коппола, ее фильмы всегда получаются очень личными и эмоциональными. В недавно выпущенной книге «Archive» режиссер пишет: «Во всех моих фильмах есть общее качество — есть мир и есть девушка, пытающаяся ориентироваться в нем. Это история, которая всегда будет меня интриговать».

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7