Поиск

Учебная часть: почему люди зевают на московских семинарах и public talks

Учебная часть: почему люди зевают на московских семинарах и public talks

Новая колонка об образовании

Текст: Елена Филипченкова

Елена Филипченкова, специалист в области образования, автор "Коммерсанта", коуч и бизнес-консультант, размышляет о том, как, на самом деле, нужно обучать людей и как не умереть с тоски на очередном public talk

Сколько себя помню, я либо кого-то учу, либо учусь сама. Вот и сейчас, с наступлением лета меня снова потянуло на лекции, мастер-классы, семинары, лектории, выступления, заседания различных клубов, public talks.

Однажды возвращаясь с одного такого мероприятия, организованного в Музее современного искусства "Гараж", я задалась вопросом: "А кому все это надо?". Я человек, стремящийся к знаниям, и понимаю, что останавливаться в своем развитии нельзя. Но как должна быть организована лекция или мастер-класс, чтобы после проведенных пары часов "осадочек не оставался"?

С одной стороны, все компоненты на том public talk в "Гараже" были беспроигрышные. Великолепный рассказчик — Алена Долецкая — очень ироничная и красивая женщина, "Гараж" — Центр современного искусства, недавно получивший статус Музея, посетители — успешные уважаемые люди. В итоге, заявленная тема "5 историй о том, что делает нашу жизнь интересной и насыщенной" заставила меня задуматься, посмотреть вокруг и начать изучать, а что же действительно существует на московском рынке в сфере edutainment, за лето испробовать на себе те события, которые обязательно сделают мою жизнь "интересной и насыщенной".

Учебная часть: почему люди зевают на московских семинарах и public talks (фото 1)

Я часто вспоминаю свой первый опыт преподавательской деятельности, когда долго готовилась, перерывала несколько шкафов книг в поисках материала, отбирала примеры, делала презентацию и подробное описание выступления. Кажется, я даже репетировала перед зеркалом. Несмотря на неоспоримый успех, я все же заметила в аудитории скучающего молодого человека, постоянно посматривающего на часы. "Учеба — это нелегкий труд, с возрастом все сложнее сохранять концентрацию, а активным людям — усидеть на месте", — успокаивала себя я. Но, если быть откровенной, думаю, он мог спокойно просидеть не одну серию "Игры престолов", значит, дело было совсем не в нейропсихологических особенностях, ему просто неинтересно.

Последнее время не мне одной скучно на очередном мероприятии с шампанским, канапе и непременным отсутствием смыслового содержания. Не сказать, чтобы мне очень хотелось посетить скучнейшую лекцию на полтора-два часа, но напрячь мозги, задуматься о происходящем в ракурсе чуть больше, чем "скучно, куда дальше поедем", при этом оказаться в кругу близких по интересам людей, я бы не отказалась.

Учебная часть: почему люди зевают на московских семинарах и public talks (фото 2)

Надя Оболенцева, соучредитель "Клуба 418", решила не экспериментировать с гостями, ввела членство и организует лекции по мере доступности интересных спикеров для аудитории в 15-20 человек. Для самой Нади организация лекций — это скорее возможность постоянно расширять свой кругозор в приятной компании. "Однажды мне стало безумно грустно, что людей с энциклопедическими знаниями сегодня заменяет google.com. При этом не хочется прослыть среди друзей "вечным студентом", а также посещать лекции в 9 утра в аудитории из 100-200 человек. Поэтому мой выбор — комфортная обстановка, чашка чая и приятная компания".

Последнее время не мне одной скучно на очередном мероприятии с шампанским, канапе и непременным отсутствием смыслового содержания

С мастер-классами дело обстоит еще хуже. Сколько бы Мария Байбакова, Tatler и остальной глянец не писали о необходимости изучения сервировки стола, этикета и правил поведения не только в высшем, но и просто в приличном обществе в России и за рубежом, пока решаются на практические занятия не многие.

Учебная часть: почему люди зевают на московских семинарах и public talks (фото 3)

Лариса Эванс, соучредитель International School of Etiquette, говорит, что поначалу все посетительницы школы страдают предубеждением, что они и без того красивые, изящные и уж точно все знают про хорошие манеры, а этикет в лучшем случае нужен их детям. Напряжение спадает после нескольких посещений школы. На мой вопрос, ходят ли на занятия мужчины, Лариса улыбается: "Конечно, нет. За все время работы школы был только один смельчак. Мужчины опасаются приходить на уроки этикета, чувствуют в этом некое унижение — они уже добились успеха, материального благополучия, уважения, а тут их хотят учить хорошим манерам". Лично я надеюсь, что она не бросит попыток привлечь мужскую аудиторию в свои ряды. Я знаю нескольких кандидатов, которых было бы неплохо поучить поведению в обществе, впрочем, на уроки стиля я бы их отправила с не меньшим удовольствием.

"Мужчины опасаются приходить на уроки этикета, чувствуют в этом некое унижение — они уже добились успеха, материального благополучия, уважения, а тут их хотят учить хорошим манерам"

Анна Трескунова, соучредитель "Школы превосходных знаний" считает, что высшее образование в области экономики, юриспруденции, а также технических дисциплин в нашей стране недостаточно охватывает гуманитарную область знаний, что не дает нам возможности жить полноценной культурной жизнью. Школа разработала не разрозненные лекции, а циклы программ, хотя возможность посещать занятия в удобное время также присутствует. "Я сама столкнулась с потребностью в новом формате образования — получении новых знаний, выжимки из всего самого интересного и актуального именно сейчас, без необходимости сдачи бесконечных зачетов и экзаменов, обязательного посещения огромного количества  учебных часов в студенческих аудиториях вместе с семнадцатилетними выпускниками школ".

Усложнение социальной среды, а именно, необходимость каждый день делать осознанный выбор, заставляет нас совершать его, основываясь не на яркости рекламного плаката, а все же опираясь на собственные убеждения и знания. Наших родителей не сильно волновало, какой авиакомпанией мы полетим на лето в Сочи, в какую школу отдать меня учиться и в какой банк вкладывать свои деньги — выбора просто не было. Сейчас все иначе. Изменения в общественной жизни заставляют думать о том, о чем раньше никто всерьез не задумывался, — например, об укреплении семьи, о проблемах воспитания.

Учебная часть: почему люди зевают на московских семинарах и public talks (фото 4)

Мне кажется странным, что можно найти десяток кулинарных школ, а также курсов изобразительного искусства и истории искусств, но я не знаю ни одной школы, в которой бы учили быть хорошим родителем. А с учетом того, что в школах акценты явно сместились в сторону образования и получения знаний, вопросы воспитания уже особенно никого не волнуют. В поисках занятий для взрослых меня не покидает мысль, что научить беременную маму дышать во время родов — это то умение, которое поможет вашему ребенку стать счастливее в жизни, это гораздо важнее, чем научить его читать, дружить, не бояться высказывать свою точку зрения и любить себя. Не скрою, часть моей истерии произрастает из того, что моей дочери 10, и я совсем не знаю, как нам правильно подойти к подростковому возрасту.

К определенному возрасту мы все считаем, что обладаем достаточным багажом знаний и уже компетентны в той или иной сфере, поэтому тратить время на учебу нет ни желания, ни времени. Амбиции, лень, гордыня, нежелание выходить из комфортной зоны — все это заглушает хоть какие-то попытки познавать что-то новое, разбираться в вопросах воспитания, культуры, искусства, моды на уровне чуть больше, чем "а как тебе последняя круизная коллекция Chanel?"

неужели научить беременную маму дышать во время родов — это  то умение, которое поможет вашему ребенку стать счастливее в жизни?

Но давайте все же признаемся себе в том, что учиться совсем не страшно, более того, мы учимся постоянно, и для этого совсем не обязательно посещать учебные заведения, сдавать экзамены и с волнением ждать получения диплома. Мы учимся даже в процессе общения с друзьями, посещения театров, музеев, выставок. В развитых странах система неформального образования через клубы, кружки, лектории стоит на одном уровне с формальной и зачастую выше по значимости, потому что именно в ней взрослый сформировавшийся человек находит оптимальные условия для творческого развития своей личности. С началом школьных каникул я сама иду учиться... 

Учебная часть: почему люди зевают на московских семинарах и public talks (фото 5)