"Сегодня модно быть свободным"
Колонка приглашенного редактора Buro 24/7 Кирилла Серебренникова
Быть модным уже не модно. В течение многих лет я сам послушно носил ярлык "модный режиссер", пока не стал "Кириллом Семеновичем". В общем-то, я не имел ничего против: в России царила эпоха гламура. Но она уже закончилась, и в полночь карета превратилась в тыкву. Стало ясно, что модная одежда — это тряпочки, на которые кто-то поставил свое имя и дерет втридорога, а фэшн-индустрия в целом — "отрыжка капитализма", эксплуатация и способ перераспределения богатств. Мы все больше узнаем о том, что все модные вещи шьются в Китае людьми с зарплатой в $1, работающими и умирающими на вредных производствах. Словом, сакральный гламур быстро разрушился и остался жить лишь в воображении провинциальных парикмахеров.
Сегодня модно быть здоровым, умным и информированным. Но главное — сегодня модно быть свободным. Свобода у нас становится не нормой, а привилегией (по крайней мере, в нашей стране), которая доступна совсем немногим. Далеко не всем. Особенно после введения санкций. Люди теперь делятся не по принципу, кто во что одет, а по тому, насколько он себе может позволить быть свободным. Хорошо это? Хорошо, что есть еще один критерий неравенства? Я вообще-то придерживаюсь мнения, довольно спорного, что все люди равны. Богатые и бедные. Образованные и нет. У тех, кто беден или не заканчивал университет, могут быть свои плюсы: умение хорошо выхаживать детей, строить дома и дороги, поднимать тяжести и прыгать в длину и так далее. Для меня люди делятся, скорее, по их отношению к свободе. Богатый и бедный могут быть одинаково рабами своих разных экономических обстоятельств. Что часто и случается. "Золотая клетка" ничем не лучше темницы нищеты. Но ощущение подлинной свободы и понимание ее ценности и важности — удел редких жителей нашей страны.
Свобода — это не для всех. Особенно в России, традиционно выбирающей Сталина своим главным политиком и считающей развал СССР катастрофой. Мы — редкие модники и трендсеттеры — пытаемся заполучить возможности, которые есть у жителей других стран в результате долгой и упорной борьбы за свои права, как понимающие жители Советского Союза торговали джинсы у просвещенных фарцовщиков. Что интересного предлагают? Например, британский гражданин имеет в своей стране лучшее в мире правосудие и много чего лучшего еще — образование, например; он еще и может со своим паспортом ездить без визы практически во все страны. Что может взять на вооружение "модный" россиянин "времен очаковских и покоренья Крыма", стоящий перед перспективой создания русского внутреннего Интернета "Чебурашка" в 2016 году? Он может попробовать что-то из этого купить. Ведь лучше бы подать на конкурента по бизнесу в суд Лондона, чтоб все было законно, а детей пристроить в британские школы, чтоб со временем у них был заветный паспорт.
Стало ясно, что модная одежда — это тряпочки, на которые кто-то поставил свое имя и дерет втридорога, а фэшн-индустрия в целом — "отрыжка капитализма", эксплуатация и способ перераспределения богатств
Французы в свое время убили королей, разрушили Бастилию и в результате многих кровавых событий построили общество, чутко реагирующее на любую несправедливость и ложь — вон Саркози уже чуть не посадили в тюрьму за пособничество коррупции. А еще они предпочитают быть патронами искусств: устроили на своей земле лучшие фестивали кино, танца, оперы, фото и так далее. Хорошо бы иметь дачу там, на французском юге, чтоб заодно посещать все фестивали и быть в курсе главных событий мировой культуры.
Немцы, пройдя через позор, унижение, кровь и кошмар нацизма, сумели практически с нуля построить одну из самых стабильных экономик, которая является основой стабильной свободы граждан и залогом свободы развития искусств, спорта и здравоохранения. От немцев нам нужны недорогое по сравнению с нашим берлинское жилье и медицинская страховка. Заодно и лучшие в мире театр и опера. И французы, и итальянцы, и немцы не терпят ограничения собственных прав: если их правительства принимают какой-нибудь антисоциальный закон, на улицы сразу выходит миллион разгневанных людей. В этот момент лучше там не появляться: перебои с транспортом и возможны даже беспорядки на улицах. Северные европейцы — шведы, датчане, голландцы, норвежцы — создали социально-уравновешенную систему жизни, которая хороша и удобна всем: геям, не геям, черным, белым — все пользуются правами одинаково, все понимают, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого гражданина. В этих странах просто красиво и интересно находиться: там и траву можно покурить, и гей-парад посмотреть, и экологией подышать.
Купить настоящую свободу, конечно, нельзя, но попытаться заполучить хотя бы ее обозначение, ее иллюзию можно. В наших магазинах нет ничего своего, мы покупаем все то, что является сопутствующими товарами свободы, тратя на это немалые нефтедоллары. Мы привыкли покупать американские ай-гаджеты, мы водим машины из Германии и Японии, мы носим одежду, придуманную во Франции и Италии, сделанную в Бангладеш, и по утрам используем зубную щетку из Китая. Все это вместе еще недавно создавало нам иллюзию сопричастности свободному миру. Цена "свободы" на российском рынке растет постоянно. Теперь, во время санкций и особенно антисанкций, она особенно высока.
"Не иметь самим, так хоть посмотреть" — даже это скоро будет доступно немногим. Как мы знаем, некоторым категориям граждан выезд за рубеж заказан — у них отобрали загранпаспорта. А те, кто пока еще их имеет, скоро будут покупать "воздух свободы" за очень дорого. Визы через адские очереди в консульства, где нам явно не рады, дорогущие билеты авиакомпании-монополиста, посредники и перекупщики под видом турфирм, так как купить места в гостиницах через Интернет будет нельзя. Для увеличения цены созерцания чужой свободы можно, в принципе, вернуться и к комиссиям с партийными собеседованиями для получения разрешения на выезд, и к запрещениям ходить по одному, так как вокруг все враги и против россиян, конечно, готовятся провокации... Роскошь быть "свободным", как мне кажется, и станет основным трендом на следующие несколько сезонов.