"Голый и матерящийся современный театр — вот чего боятся наши люди"
Колонка приглашенного редактора Buro 24/7 Кирилла Серебренникова
В последнее время нас чем только не пугают. Нас пугают Европой, нас пугают Америкой и тем, что к власти придут фашисты или националисты. Мы очень испуганы. Практически всем. И как показывают данные соцопросов, не пугает нас только одно — война. Более того, 70% россиян считают, что воевать надо. Им не страшно взять в руки оружие, бросить насиженное место и идти на войну. Им, всем этим отчаянным людям, или очень многим, страшно другое — современное искусство.
Услышав фамилию Гельман, они закрывают окна, двери и ложатся на пол. При одном упоминании современного театра они знают, что надо осенить себя крестным знамением, запереть детей в темной комнате и сесть рядом с тревожной кнопкой, чтобы в случае чего пришли казаки, полиция или кто там еще. Не инфляция, не коррупция, не безработица, не плохая медицина, не разрушенные дороги, не покосившиеся дома, не нищенские зарплаты, а современный театр — голый и матерящийся, призванный развратить детей россиян, — вот чего боятся наши люди. Вот что их действительно пугает и волнует.
Все это, разумеется, происходит не без усилий пропагандистов, которые на самом деле не прочь отравиться плодами ими же ругаемого "евросодома", которые не прочь посетить громкие премьеры "вредного" театра и походить на выставки с "дегенеративным искусством"; они получают за свою деятельность приличные зарплаты и живут, как партийные деятели, кушавшие деликатесы во время блокады Ленинграда.
Как человек, который имеет непосредственное отношение к современному искусству, я, слушая весь пропагандистский бред про "я вижу свет!" и про "нужен ли нам такой театр?", сначала смеялся, потом пожимал плечами, потом просто молчал, не верил, что слышу то, что слышу, подумывал о заказах со стороны конкурирующих театров, а сейчас... Я решил, что время от времени не боящимся войны россиянам просто надо рассказывать, что такое современный театр.
Понятие "современный театр" нужно толковать дословно: театр, который существует сегодня. По моему глубокому убеждению, несовременным театр быть не может. Точно так же, как не существует классического театра. Спектакль — эфемерное явление, появляющееся и исчезающее мгновенно. В палате мер и весов во Франции не лежит эталон театрального спектакля. Никто не знает и не может знать, как должен выглядеть идеальный спектакль, — все это субъективно. А когда говорят о "классическом театре", я все хочу переспросить: вы говорите про Грецию, про Пале-Рояль, про Пещное действо, про что? Дифференцировать можно приемы и средства, отличая подлинную актуальность искусства театра от использования множества клише, которые дают зрителю ощущение традиционного театра.
Понятие "современный театр" нужно толковать дословно: театр, который существует сегодня. По моему глубокому убеждению, несовременным театр быть не может
Если говорить про себя, то я, когда иду в театр, хочу поразиться: увидеть историю, людей, которые умеют делать то, что не умею я сам, насладиться музыкой, светом и всем остальным. Увидеть чудо. У Сергея Павловича Дягилева был лозунг, соответствующий подобному принципу: "Удиви меня!" Приемы, с помощью которых удивляет современный театр, совершенно разнообразны. Во-первых, игра актеров, которая может заставить забыть обо всем остальном. Зритель получает удовольствие, просто наблюдая за перевоплощением, за исполнительской техникой, с помощью которой актер заставляет зрителя забыть, что он в театре. Техника старая, но является ли хорошая актерская работа частью современного, актуального театра? Да, безусловно.
Второй пункт — технологии, которыми театр сегодня весьма увлечен. Мы, как люди современной цивилизации, неотделимы от всяких гаджетов. Театр любознателен, как любой из нас. Он быстро и довольно легко вбирает в себя все чудеса и технические новинки мира. Этой теме, допустим, посвящен мультимедийный фестиваль, который ежегодно проходит в рамках проекта "Платформа" на "Винзаводе". Там демонстрируется, как художник может использовать самые разные гаджеты для создания искусства.
В-третьих, новый подход к драматургии, слову, текстам. В замечательной книге Ханс-Тиса Лемана "Постдраматический театр" уже давно зафиксирован интересный факт в развитии современного театра: отказ от пьесы как основы спектакля и приход к формам, соединяющим цирк, инсталляции, движение и все остальное. Сегодня люди комфортно себя чувствуют, смотря спектакль и вовсе без сюжета. Еще недавно это было невозможно. А теперь нам не всегда нужен автор как проводник, как ведущий, мы и сами складываем в голове мозаику спектакля, строим свой собственный сюжет. Точно так же, как в обычной жизни формируем информационную картину из статусов и заголовков статей, которые никто уже не читает до конца.
В-четвертых, в-пятых, в-шестых... Словом, не надо бояться современного театра. Его определяют вовсе не мат и не обнаженка, не кощунство и не надругательство над классическими произведениями. Вовсе нет! Современный театр — это вкусное и полезное блюдо. Глупо не есть его только потому, что кто-то вам наговорил кучу глупостей, или потому, что оно не похоже на привычную большинству картошку.