Поиск

Первой премьерой нового сезона в Мариинском театре станет «Демон» Рубинштейна

Автором выступит режиссер Елизавета Корнеева

Текст: Анастасия Дроздова

23 и 24 сентября на новой сцене Мариинского театра состоится премьера фантастической оперы «Демон» Антона Рубинштейна под управлением Валерия Гергиева. Главные партии готовят: Демон — Глеб Перязев, Магеррам Гусейнов, Евгений Никитин, Князь Гудал — Юрий Воробьев, Олег Сычев, Мирослав Молчанов, Тамара — Инара Козловская, Екатерина Гончарова, Ольга Маслова, Наталья Павлова, Князь Синодал — Игорь Морозов, Роман Широких и Кирилл Белов.

Сюжет одноименной поэмы Лермонтова не раз привлекал внимание композиторов. Только во второй половине XIX века появились опера Бориса Фитингофа-Шеля, музыкальные картины Павла Бларамберга, симфония Эдуарда Направника. Однако наибольшую популярность снискала опера Антона Рубинштейна, оконченная в 1871 году.

Мировая премьера «Демона» Рубинштейна состоялась в Мариинском театре в январе 1875 года. За дирижерским пультом стоял Эдуард Направник. Критика встретила сочинение весьма сдержанно и в какой-то мере неблагосклонно, хотя у публики оно имело огромный успех. В Москве опера прозвучала спустя 4 года под управлением Энрико Бевиньяни. За дирижерским пультом сочинения в разное время также стояли Густав Малер и Сергей Рахманинов.

В партиях Князя Гудала и Демона не раз выходил легендарный Федор Шаляпин. Знаменитый бас сумел раскрыть мучительные душевные терзания героя, его напряженную внутреннюю борьбу. Но главное — шаляпинский Демон был гордым мятежником, чей отказ от борьбы ради любви артист представил не как благо, а как поражение. К трактовке, в которой нашла отражение поднимающаяся революция, относились по-разному, но нельзя отрицать, что такой Демон стал настоящим героем своего времени, тем, кого требовала новая эпоха.

Новый спектакль на сцене Мариинского-2 готовит режиссер Елизавета Корнеева. Ее «Демон» будет лишен пространственно-временных координат. Вместо этого — метафоры, отголоски и символы: от греческого театра до песочницы. Все это призвано подчеркнуть вечность поднятых и в поэтическом, и в музыкальном тексте проблем.

Напомним, уже сегодня на исторической сцене Мариинского театра состоится долгожданное представление «Триптиха» Пуччини. Одноактные оперы «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» прозвучат в преддверии 105-летия со дня мировой премьеры сочинения и к 20-летию первой в России полной постановки.