Сохраняем чувство реальности: история чаевых
Большое чаепитие
Этимологию этого слова в английском языке часто ошибочно возводят к сокращению от To Insure Prompt Serviсe — «в обеспечение быстрого обслуживания» (на самом деле английское слово tips — производное от старого глагола tip, означавшего «давать»). Мелкой монеткой, мол, служанку чайной можно было мотивировать поскорее принести модного чаю, пока тот не остыл. В России чай в XVII веке пили лишь знатные бояре, в XVIII — дворяне и купцы, а народным и повсеместным он стал в веке XIX, заменив сбитень. Напиток был все еще довольно дорогим, и многим приходилось откладывать деньги, чтобы доставить себе удовольствие испить чайку. Даль в своем «Толковом словаре» приводит поговорку: «Ныне уж нет сбитню, а все чаек; не просят на водку, а просят на чай». «Начайные» (именно так говорили сначала) и давали: их хватало на самую маленькую и дешевую порцию развесного листа. Постепенно чаевые стали обязательными. Настолько, что в дореволюционной России половые в трактирах вовсе не получали жалованья, а жили только на чаевые, да еще и трактирщику своему приплачивали за возможность зарабатывать.
В советских ресторанах и кафе на стенах висели плакаты с лозунгами: «Чаевые унижают достоинство советского человека». Даже анекдот придумали:
— Чаевые — это оскорбление.
— Прошу оскорбить!
В наши дни в большинстве ресторанов зарплата официанта — 5—20 тысяч рублей. Остальные доходы — чаевые. По принципу «как поработал, так и заработал». Чем довольнее клиент, тем больше чаевых он может оставить. Чтобы сделать клиента довольным, официант будет работать прилежнее. Легендарные истории с баснословными чаевыми, как в фильме «Счастливый случай», основанном на реальной истории полицейского, пообещавшего официантке половину выигрыша по лотерейному билету и получившего приз в 4 миллиона долларов, передаются из уст в уста. Однако в реальности у нас чаевые оставляют далеко не все, а лишь каждый второй или третий, и далеко не все из них высчитывают вознаграждение по формуле 10% от счета.
В чем же дело? Неплательщики считают, что, стимулируя официантов лучше работать в надежде получить чаевые, рестораторы лукавят: им выгодно платить низкие зарплаты, перекладывая свои расходы на плечи клиентов. По мнению этой категории, даже происхождение слова «чаевые» говорит о скрытой просьбе и даже завуалированном вымогательстве. Если ты приходишь в кафе, то покупаешь еду, в цену которой заложены не только стоимость продуктов и труда ее приготовивших, но и аренда помещения, охрана, парковка и много чего еще. Так почему надо оставлять чаевые? Если ресторатор увеличит цены на еду, включив в нее и расходы на зарплату официантов, то гость с этим согласится. При условии, что качество кухни и атмосфера ресторана будут хороши.
В Москве есть ресторан «Винный рынок», в котором официанты (они же сомелье) получают как менеджеры среднего звена, а бутылка нестыдного вина тут стоит удивительные 700—1 500 рублей. Есть у нас и русская пивная «Чагин», попытавшаяся ввести обязательные 10% за сервис, но отменившая сбор — гости возмущались. А вот в «Шатре» на Чистых эти вмененные чаевые — норма жизни.
Франция в 1955 году обязала заведения общественного питания добавить в счет пункт «оплата обслуживания». В России такого закона нет. Но нет и того острого понимания социальной несправедливости, которое стоило Хиллари Клинтон седых волос: во время сенатской кампании 2000 года она не оставила чаевых и была вынуждена публично извиняться за свой поступок. Нет и уважения к чужому труду, как в Японии, где чаевые расценивают как позор и оскорбление. А раз нет ясности, то давать или не давать чаевые — вопрос открытый. Вы вот сами как считаете?