Что такое функциональная парфюмерия и как она работает
Бренды продолжают запускать линии функционального парфюма, который (как обещают производители) будет влиять на эмоциональное и даже физическое состояние. Расспросили у локальных экспертов, как работают такие композиции, можем ли доверить им ментальное здоровье и есть ли такие запахи в России (спойлер: почти).
специалист по парфюмерным композициям, совладелец бренда Scent Hunters
клинический ароматерапевт и соосновательница бренда натуральной косметики и ароматерапии Oiland
Сегодня стало известно, что бренд косметики и средств по уходу за кожей Charlotte Tilbury совместно с компанией IFF запускает линию функционального парфюма. В конце прошлого месяца еще одна марка — Nette — представила аромат Pear Jam, который, как заявляет основательница Кэрол Хан Пайл, не только приятно звучит, но и помогает обрести чувство спокойствия и счастья. Его фруктово-цветочная смесь содержит ноты японской груши, болгарской розы, семян амбретты, ванили и мякоти малины. При этом вся магия кроется в сочетании ингредиентов: «Искусственный интеллект на основе нейробиологии изучал их комбинацию и определял, как и в каком количестве компоненты могут влиять на наш мозг и улучшать самочувствие», — отметила Кэрол в интервью Harper's Bazaar.
Charlotte Tilbury и Nette — далеко не первые компании на мировом рынке, которые предложили «полезный» парфюм. Решили разобраться по порядку: когда велнес-марки стали производить функциональные ароматы, в чем их отличие от ароматерапии, какие есть научные доказательства и где мы можем найти такие композиции сегодня.
Любовь Берлянская, совладелец бренда Scent Hunters, отвечает: «Запахи всегда влияли и будут влиять на нас и наше настроение. Они обладают удивительной способностью сохранять воспоминания и помогать путешествовать по волнам памяти. Люди просто пытаются выявить закономерности и создать некие универсальные рецепты, в которых сочетание нескольких душистых веществ вызовет у значимой группы людей схожие реакции — этим обусловлен растущий интерес к функциональным ароматам».
Создательница бренда ароматерапии OILAND Анастасия Титова, в свою очередь, уверена, что интерес к оздоровительным ароматам начался во время пандемии. «Те события заставили людей, особенно тех, кто испытывал потерю обоняния, по-другому взглянуть на мир и запахи вокруг. А дальше включился маркетинг — как всегда в самый правильный момент».
Первый шаг в нейропарфюмерию был сделан довольно давно — в 2004 году. Тогда ученые заговорили о том, что ароматы могут успокаивать нервы, улучшать настроение и помогать сфокусироваться, то есть выполнять функцию ноотропов — веществ, направленных на стимуляцию обменных процессов в головном мозге. Биологи Линда Бак и Ричард Аксель предположили и доказали, что наша обонятельная система состоит из более чем 1000 генов и что люди могут распознавать и запоминать около 10 тысяч запахов, — и получили Нобелевскую премию.
Только через 15 лет на конференции Global Wellness Summit это направление парфюмериии назвали одной из главных велнес-тенденций будущего. Тогда и сформировался сегмент брендов, задумавшихся о производстве ароматов, способных влиять на эмоциональное, когнитивное и даже физическое состояние человека.
Одной из первых марок стала британская The Nue Co. В 2018 году бренд выпустил аромат Functional Fragrance. 01, в анонсе которого указал, что активные добавки не всегда должны принимать форму таблеток, порошков или настоек — они могут входить в состав духов. Преимущество заключается в том, что обоняние остается самым оперативным органом чувств (в то время как капсулам требуется 20 или 40 минут на усвоение). Добавка предупреждает и активирует различные области мозга, при этом не влияет на приятный запах парфюма. Над своей «мгновенно снимающей стресс добавкой» The Nue Co. работали с Фрэнком Фогелом и парфюмерным домом Firmenich.
В 2018 году неврологи установили крепкую связь между обонянием и памятью — передним обонятельным ядром мозга и гиппокампом (отвечает за создание новых воспоминаний). Запахи, которые мы чувствуем, проходят через миндалевидное тело (хранит и обрабатывает информацию о всех эмоциях) и гиппокамп, а затем попадают в таламус, который обрабатывает сенсорные сигналы. Это говорит о том, что все ароматы, которые мы слышим, вызывают связи с эмоциями и воспоминаниями в мозге. А значит, влияют на самочувствие в момент нанесения.
«При этом достичь 100% успеха в разработке таких ароматов сложно — все люди воспринимают их по-разному, и трудно найти два одинаково чувствующих носа. Это происходит как в силу физически разного набора обонятельных рецепторов, так и потому, что у людей, выросших в разных странах и в разной географии, различный ольфакторный бэкграунд. Кроме того стоит помнить, что любой запах обладает дуальной природой. То есть, например, лаванда может успокаивать одних, а „добрить“ — других. Пока игры в нейропарфюмерию остаются на уровне исследований», — отмечает Любовь Берлянская.
Так механизм работы композиций объясняет уже упомянутый лидер The Nue Co.: «Мы используем запатентованную нейробиологическую технологию, которая задействует различные области мозга, отвечающие, например, за концентрацию или прилив сил. Определенные группы ароматов заставляют эти зоны реагировать. Например, древесные, как правило, успокаивают, тогда как цитрусовые — стимулируют части мозга, которые отвечают за бодрость. Это своеобразный прилив энергии к определенной части мозга».
При производстве первого аромата The Nue Co. обратился к ученым, нейробиологам и парфюмерам. После выхода композиции в продажу тесты показали, что спустя 30 минут после нанесения 96% людей почувствовали спокойствие. The Nue Co. делился результатами исследований о работе и другого парфюма — Mind Energy: после 32 дней использования 83% людей сказали, что у них улучшилась концентрация, а 72% — что повысилась продуктивность.
Анастасия Титова поясняет, что продукт ароматерапии создан исключительно из натуральных ингредиентов. «Он работает в моменте — наносим на кожу бленд, далее определенное количество эфирных масел проникает в кровоток и происходит химическая реакция. Через какое-то время чувствуете, что вам нужна поддержка с иным состоянием, и спокойно используете второй, третий запах».
По словам основательницы Oiland, если человеку хочется, например, расслабиться, в линейке бренда предусмотрен аромароллер «Доверяй», в котором соединены разные ноты: от травяных, цитрусовых и ванильных до древесных. Каждый ингредиент подбирается так, чтобы переместить человека эмоционально и на физическом уровне в зону комфорта. Это продукт ароматерапии — инструмент, полностью созданный из того, что есть в природе.
«Запах с идеей такого же действия, но разработанный в лаборатории из синтетических молекул, будет расслаблять на поверхностном уровне — вызывать ассоциации, но не действовать так глубоко, как эфирные масла, потому что эти молекулы не имеют терапевтической ценности, они не активны», — добавляет Анастасия. Даже функциональные ароматы в первую очередь созданы для того, чтобы просто приятно пахнуть. Из-за различий в молекулярной массе и химическом составе многие из ингредиентов не влияют на организм так, как эфирные масла.
Есть условное деление, что одни запахи помогают расслабиться, а другие — взбодриться. С первой задачей справляются лаванда, ромашка, герань, вербена, жасмин. Для второй подойдут цитрусовые: бергамот, грейпфрут, лимон, сладкий и горький апельсин, мандарин. Интересно, что в ходе исследования компания Takasago выяснила, что лимон помог сотрудникам сделать на 54% меньше опечаток, а запах лаванды (что неожиданно) оказался в 2,5 раза менее эффективен.
«Работа с одним видом аромата, в нашем случае с лавандой, — это как танец с непредсказуемым партнером. Никогда не знаешь, в какую сторону уведет. Если смотреть на ее химический состав, то не возникнет никаких сомнений в ее седативном действии. Но есть нюанс — связь с лимбической системой, которую невозможно просто взять и отключить. Если у человека есть, например, душетрепещущие ассоциации с этим запахом, сердце начнет биться чаще и никакого успокоения не будет. Химия не сработает. Именно поэтому составление функционального аромата всегда требует индивидуального подхода», — заключила Анастасия Титова.
Отличным примером создания индивидуальных композиций стал Scent-Sation YSL Beauty. Бренд предлагает клиентам специальные наушники для измерения ЭЭГ (процедура регистрирует сигналы, поступающие в мозг и выявляет различные патологии), чтобы выбрать духи, на которые мозг реагирует лучше всего. Надев гарнитуру, гость вслепую ощущает запахи шести аккордов, а устройство, в свою очередь, измеряет нейронную активность в ответ на каждый вздох. «Эта система фиксирует шесть разных эмоций хорошего самочувствия — расслабленность, сосредоточенность, заряд энергией, бодрость и меньший стресс», — так объяснил механизм Дельфин Хелин, директор по международным розничным услугам YSL Beauty. Затем модель машинного обучения берет реакции мозга и примерно через 20 минут предлагает три аромата YSL, которые вам больше всего понравятся, исходя из полученных данных. Если каждый парфюм, который позиционирует себя функциональным, будет создаваться таким способом — он действительно может работать.
Если на локальном рынке найдем марки, которые предлагают исключительно ароматерапию, — Aromashka, Oiland, Styx, то на мировом — помимо уже упомянутого The Nue Co. есть еще несколько брендов, которые позиционирует себя или отдельные линии как функциональный парфюм.
Начнем с гиганта бьюти-индустрии — компании Estée Lauder, которая в 2021 году выпустила коллекцию из восьми ароматов Luxury Collection. При производстве бренд провел независимое нейросенсорное исследование и определил эмоциональное воздействие каждого аромата на потенциального владельца. Композиция Blushing Sands, например, призвана расслабить и повысить чувствительность.
Усиливает связь между настроением и ароматом велнес-бренд Edeniste. В линейку входят шесть активных парфюмов, каждый из которых содержит запатентованный «снимающий стресс аккорд», а также некие «lifeboosts», которые нацелены на конкретные потребности — «счастье» или «расслабление». Есть и швейцарская компания Givaudan, которая разработала новые оздоровительные технологии, такие как DreamScentz, — в них ароматы используются для улучшения сна.
Исключительно женским вариантом станут функциональные ароматы велнес-бренда по уходу за менструальным циклом FEWE. Его композиция Eau So Happy облегчит гормональные перепады и поднимет настроение. Все дело в ключевых компонентах формулы — КБД (частице, которая содержится в растении каннабис и соответствуют молекуле, естественным образом вырабатываемой нашим организмом), апельсине, неролиевом масле и ветивере, которые стимулируют выброс эндорфинов.
Бренд Øthers не остановился на создании обычных композиций и представил две: Red Skies — для поднятия активности и Mystic Zingaro — для расслабления, которые советует использовать для медитаций и других практик в комбо со специально разработанным приложением. При покупке получаете 6 месяцев доступа к виджету Øthers, в котором найдете музыку и другое аудиосопровождение — они отвечают за полное погружение.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7