Перебрали всех маньяков и ведьм от Ганнибала Лектера и Патрика Бейтмана до Малефисенты и темной стороны Лоры Палмер
Видите персонажа с острыми скулами, шрамом или бордовой помадой? Это убийца, и мы ничего не проспойлерили. BURO. узнало, что общего во внешности у всех кинематографических злодеев.
Ганнибал Лектер и Дарт Вейдер — лысые, а лицо злой колдуньи Бастинды из «Волшебника страны Оз» покрыто бородавками. Чем уродливее персонаж — тем он злее: золотой закон Голливуда. Некоторые дерматологи (и мы) выступают против этого.
Сотрудники медицинского отделения Техасского университета в Галвестоне проанализировали внешность 10 персонажей из списка «100 величайших злодеев Американского института киноискусства» и сравнили их с 10 положительными героями.
Среди главных злодеев были выбраны доктор Ганнибал Лектер («Молчание ягнят»), Дарт Вейдер («Империя наносит ответный удар»), «Королева» («Белоснежка и семь гномов»), Риган Макнил («Экзорцист») и «Злая ведьма» («Волшебник страны Оз»). Из положительных героев — Аттикус Финч («Убить пересмешника»), Индиана Джонс («Налетчики потерянного ковчега»), Джеймс Бонд («Доктор Нет») и Рокки Бальбоа («Рокки»).
Исследователи обнаружили следующие дерматологические состояния у отрицательных персонажей:
Алопеция (выпадение волос) у трех злодеев.
Темные круги под глазами у трех злодеев.
Глубокие морщины на лице у двух злодеев.
Несколько шрамов на лице у двух злодеев.
Verruca vulgaris (бородавки) на лице у двух злодеев.
Ринофима (выпуклый или «румяный» нос) у одного злодея.
Положительные персонажи, конечно же, были изображены конвенционально красивыми людьми.
Использование кинематографистами особенностей кожи для противопоставления добрых и злых персонажей может способствовать развитию склонности к предрассудкам в нашем обществе, направленным на людей с кожными заболеваниями, — такой вывод сделали авторы исследования, и он абсолютно справедливый.
Национальная организация по альбинизму и гипопигментации также выступила с протестом против использования персонажей-альбиносов в качестве злодеев, а фильмы, где у злодеев присутствуют шрамы на лице, больше не будут получать финансирование от Британского института кино. Кроме того, БИК запустили хештег в твиттере и инстаграме #IAmNotYourVillain (я не твой злодей) совместно с благотворительной организацией Changing Faces в поддержку актеров, которые не подходят под традиционные голливудские стандарты красоты.
Киноиндустрия имеет невероятное влияние на публику в ее представлении о разнообразии, но все равно часто использует физические недостатки как атрибут злодейства. Особенно тревожно видеть, что дети сначала не проводят эту ассоциацию, пока фильмы не начинают влиять на их отношение к особенностям на лице сугубо отрицательным образом.
В начале фильма посмотрите на актерский состав. Заметили кого-нибудь с особенно выдающимися, острыми или высокими скулами и угловатым подбородком? Скорее всего, это наш злодей и скоро он кого-нибудь убьет или предаст.
Патрик Бейтман в «Американском психопате», Чак Басс из «Сплетницы», Спайк из «Баффи — истребительницы вампиров» — что их объединяет? Лицо «мудака».
Острые скулы придают лицу более угловатый вид, с которым интенсивные эмоции (гнев, злоба, дерзость) передаются ярче. А еще герои с мягкими чертами лица выглядят как дети, а дети = невинность, вот вам и разгадка почему в злодеи обычно выбирают скуластых актеров и актрис. Вспомните героя Мэтта Дилона в «Доме, который построил Джек». Сели бы в машину к незнакомцем с такими скулами? Ума Турман села, и все закончилось не лучшим образом для нее.
Этот прием более показателен для аниме, где черты лица намеренно искажены, а в игровом кино это правило скорее применимо к мужчинам. Но эмпаурментские настроения в обществе влияют на киноиндустрию, и мы получаем Малефисенту — настоящую badass evil bitch свежего формата. Злодейства Анджелине Джоли добавили вылепленными из пластического грима острыми скулами, а не шрамами или бородавками (ура!).
В статье Allure «Sugar or Spice» (август 2010-го) визажистка Мишель Фан объяснила привлекательность макияжа плохой девочки для кинематографистов. «Обычно злодеи изображаются более взрослыми, чем принцессы», — говорит она. «Поэтому они носят темный макияж глаз, темные губы и их скулы подчеркнуты скульптором — эти элементы макияжа считаются сексуальными и должны отображать уверенность и дерзость героинь.
И это правда: от Урсулы из Русалочки до темной стороны Лоры Палмер («Твин Пикс. Огонь, иди со мной») и Сабрины («Леденящие душу приключения Сабрины») — характеры этих персонажей раскрываются примерно одинаковыми приемами в макияже: угольные смоки и помада потемнее. И обратите внимание на макияж и прическу Эммы Робертс в новом сезоне «Американской истории ужасов». Если Эмма-блондинка в прошлых сезонах играла настоящую сучку, то для роли Брук, милой девчонки с трагичной судьбой, актрисе перекрасили волосы в каштановый и сделали натуральный макияж, тогда как другая главная героиня, Монтана Дюк, которую зрители уже относят к злодейкам, выглядит ее полной противоположностью.
Хороший вопрос: почему сексуальность женщины идет рука об руку со злодейством?
Нам больше нравится, как Эми Форсайт, глава мейкап-департамента «Очень странных дел» придумала постепенно затемнять Уиллу Байерсу глаза при помощи цветных линз (всего использовали 4 пары разных оттенков), чтобы показать процесс поглощения его личности демогоргоном. Надеемся, и характеры женских антагонистов будут раскрывать через более интересные приемы, а не просто с помощью красной помады.
Смотрите «Малефисента. Владычица тьмы»
в прокате с 17 октября
Купить билеты
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7