Врач-дерматокосметолог, эксперт по разработке косметических средств Тийна Орасмяэ-Медер объясняет, почему площадь кожи равна почти «однушке»
Подавляющее большинство статей по косметологии и дерматологии, написанных на любых языках мира, начинаются с одной и той же фразы: «Кожа — самый большой орган человека». Это действительно так.
То есть мы так думали до недавнего времени, считая площадь кожи равной поверхности человеческого тела, — ведь кожа покрывает тело человека, так что логика была совершенно очевидна.
Однако наука не стоит на месте, и совсем недавно исследователи с кафедры дерматологии Университета Сан-Франциско предложили использовать для оценки площади кожи те же принципы, что давным-давно использовались, когда оценивали площадь тех же легких или же площадь кишечника. Вкратце — было предложено оценивать кожу не как идеально гладкую поверхность, а как сложную структуру с впадинами и возвышенностями.
Когда мы определяем расстояние от точки А до точки В, всегда есть соблазн просто провести прямую линию на карте — сколько раз все мы так обманывались? О, всего 800 метров от гостиницы до ресторана, дойду на каблуках! А потом оказывается, что дорога вымощена брусчаткой, здесь надо спуститься по длинной лестнице, а потом подняться по другой, почему-то еще более длинной, обойти пару зданий, дойти до перехода — восемьсот метров незаметно превратились в три километра, а мы еще даже не у цели.
Примерно та же картина возникает и при измерении площади кожи. Вся ее поверхность исчерчена складками, покрыта втяжениями — волосяные фолликулы, сальные и потовые железы, просто неровности и вмятинки, которые так хорошо видны на фотографиях при безжалостной съемке в макрорежиме. Раньше все эти неровности просто не учитывались — забавно, что сейчас никто не может вспомнить, почему это произошло. Ведь площадь кишечника с самого начала считали по-другому? Факт остается фактом, мы долгие годы повторяли утверждение из учебника, которое могло быть правдой только для кожи после сурового глянцевого фотошопа, не оставившего ни одной неровности.
Почему все эти устья и фолликулы имеет смысл учитывать? Дело в том, что их структура не отличается от структуры кожи на гладкой поверхности — то есть отличается, но не слишком принципиально. Кожа в фолликулах и железах состоит из тех же клеток, имеет приблизительно ту же структуру, с небольшими отличиями из-за различия функций. И, конечно, в фолликулах и железах тоже живут наши микродрузья — жизнерадостные представители нормального микробиома кожи и несколько менее приятные гости, которые иногда нам доставляют проблемы разного рода. На сегодняшний день микрофлора и микрофауна кожи (да, на случай, если вы не знали — некоторые простейшие микроклещи, в частности демодекс, явно относящиеся к животному миру, тоже живут на совершенно здоровой коже) достаточно серьезно изучена. Довольно подробно описаны «микрообщежития» сухих и влажных зон кожи, особенности сообществ микроорганизмов, живущих в сальных и потовых железах, а также в «шахтах» волосяных фолликулов. Все это говорит о том, что эти изменения рельефа не «отверстия, ведущие из кожи», а непосредственно сама кожа, а значит, их площадь тоже надо учитывать.
Что ж, дело за математикой. Площадь среднего фолликула составляет около 4,7 квадратного миллиметра. Этих фолликулов у нас в среднем 5 миллионов. Проведя несложные математические расчеты, добавив к цифре площади фолликулов площадь сальных и потовых желез, а также пресловутые 1,8–2 квадратных метра, которыми мы себя ограничивали раньше, мы получим приблизительно 30 квадратных метров.
Это меняет представление о том, как наш организм граничит с окружающим миром. Как говорили физиологи старой школы, «кожа отделяет влажный внутренний мир от сухого внешнего» — да, кожа —это орган, главной функцией которого является глобальная защита тела. Сегодня мы приходим к пониманию, что мы соприкасаемся с окружающей средой больше, чем мы считали до этого, — 30 квадратных метров кожи постоянно находятся в контакте с окружающим миром и непрерывно реагируют на происходящее в нем.
Окружающую среду иногда предлагают считать «условно-враждебной» — наверное, в полной мере это можно отнести к условиям жизни в больших городах с неблагоприятной экологической обстановкой. Открытые поверхности кожи подвергаются атаке микрочастиц, некоторые из которых настолько малы, что могут проникать в кожу очень глубоко. Частицы большего размера оседают на поверхности кожи, препятствуя здоровому обмену влагой и газами с воздухом — кожа начинает в прямом смысле задыхаться. Сигаретный дым, микропыль от стертых покрышек автомобилей, диоксины и другие токсичные вещества индустриальных газов, продуктов распада горючего — все это оседает на коже, повреждает кожу и в конечном итоге в прямом смысле ломает ее защитную функцию.
Еще один фактор — это контакт с чужеродными веществами. И здесь я имею в виду не только вещества химического происхождения, но и вполне натуральные — растительная пыльца, например, является одним из основных загрязнителей воздуха. Кожа вступает в контакт со всем чужим первой, именно структуры кожи определяют, как реагировать.
Здесь уместно вспомнить и о косметике — результаты недавнего исследования научной группы EWG, которое было названо Skin Deep, показали, что средний человек, живущий в развитых странах мира, в течение дня наносит на кожу средства, содержащие 126 различных субстанций. Раньше мы думали, что, используя косметику для лица, наносим ее приблизительно на 20–25 квадратных сантиметров кожи, но нет, настоящая цифра ближе к полутора метрам! Для того чтобы уменьшить риск нежелательных взаимодействий между ингредиентами, исследователи рекомендуют следовать принципу «less is more» — «меньше, да лучше», использовать только необходимый минимум средств и стараться по максимуму использовать средства одного бренда, поскольку в рамках одной линейки количество ингредиентов не будет настолько большим.
Ну и, наконец, мы узнали еще больше о микробиоме — вероятно, новое понимание глобальной структуры кожи может объяснить происхождение бактериальных ДНК и РНК в глубине кожи, включая структуры дермы.
Для производителей косметики новость о внезапном увеличении площади кожи в 15 раз тоже представляет вызов — мы раньше считали распределение средств после нанесения на 1 квадратный сантиметр, подразумевая, что нужно наносить определенное количество средства для достижения эффекта. Сейчас получается, что если мы хотим достигать эффекта глобально, воздействовать на всю площадь кожи, то и средства должны быть более текучими и распределяться лучше. Это важно для увлажняющих средств, ведь поверхность кожи в фолликулах тоже страдает, важно для любых средств для профилактики старения и, конечно, очень важно для средств, помогающих восстанавливать и поддерживать здоровье микробиома.