О том, всегда ли качество соответствует цене и на чем не стоит экономить
Объективная разница между косметикой масс-маркет-брендов и марок класса люкс не всегда бывает очевидной. Мы решили разобраться и поговорили со специалистами из разных областей бьюти-индустрии о том, что влияет на рост цен продуктов красоты и рациональном подходе к тратам на косметику.
О ценообразовании и качестве
Начать стоит с того, что не всегда дорогие бьюти-средства оказываются качественнее и эффективнее, чем их более дешевые аналоги. Многим покупателям это кажется нелогичным, ведь люди привыкли думать, что чем выше цена на продукт, тем он лучше. Зачастую разницу в цене между дешевой и дорогой косметикой объясняет исключительно стоимость продукта и упаковки. «Непосредственно состав несильно влияет на финальную цену того или иного средства. В конечной стоимости косметики и парфюмерии большую роль играет торговая наценка ритейлера, в которую входит аренда помещений, зарплаты сотрудников, маркетинг и множество других статей расходов. Если "очистить" цену от торговых наценок, маркетинговых издержек и прийти к производственной себестоимости, то здесь немалое значение играет флакон и внешняя упаковка. Почему составы — это не самая дорогая часть? Потому что в случае уходовых средств до 95% состава составляет вода, в случае парфюмерии — спирт и вода, а в декоративной косметике — бесцветные наполнители вроде талька, которые придают цветовым пигментам нужные технические характеристики: например, помогают держать форму стика, не рассыпаться после спрессовки и добавлять "ухаживающие" свойства», — объясняет Сергей Остриков, директор по развитию бизнеса Pudra.ru.
«Уходовый увлажняющий крем может стоить недорого, потому что его задача — только увлажнять, а для этого достаточно нескольких растительных масел или силиконовой базы с глицерином. Но если мы хотим получить от крема больше — антиоксидантный эффект или восстановление рогового слоя, — то здесь потребуется больший список ингредиентов, а у них высокая себестоимость. Дешевые тональные средства или пудры, тени или румяна мне всегда встречались только плохого качества. А вот с тушью для ресниц все наоборот: часто в масс-маркет-брендах можно найти идеальную тушь. Шампунь или очищающее средство для лица с "зелеными" ПАВами (поверхостно-активными веществами) тоже не могут стоить дешево, так как они намного выше в цене, чем лауретсульфат или группа сульфанатов. Маски для волос и бальзамы бывают качественными у самых разных брендов, если у них задача — только сделать волосы блестящими и легкими в укладке», — добавляет Катерина Карпова, косметический химик, создатель бренда Pure Love.
«На сегодняшний момент индустрия косметики достигла такого уровня, что каждый сегмент (будь то люкс, премиум или low budget) всеми силами борется за своего покупателя и успешно функционирует на рынке. Составы из высококачественного сырья, зачастую содержащие уникальные компоненты и формулы, идут в паре с роскошными упаковками, ведь тем, кому нужен люкс, важно получать его по максимуму. Кроме того, в эпоху современных технологий альтернативные средства с более дешевыми ингредиентами часто ни в чем не уступают более дорогим и дают эффективный результат», — говорит Ольга Романова, визажист и создатель марки Romanovamakeup.
Возможности экономии на косметике
На чем можно смело экономить, так это на продуктах, которые работают с верхними слоями эпидермиса, а также с ногтями и волосами. «К этой категории относятся и ресницы, поэтому я бы не стал тратить огромные деньги на дорогие туши, только если вы не красите ресницы слишком близко к их корням и если ваша дешевая тушь не сыпется с такой силой, что может попасть на слизистую. В большинстве случаев, покупая тушь с надписью "Протестировано под офтальмологическим контролем", вы можете чувствовать себя спокойно. Лично я не рекомендую экономить на мицеллярных водах — как правило, бюджетные варианты делают на основе дешевых агрессивных ПАВов, которые со временем могут навредить коже, нарушая ее гидролипидную защиту», — советует Сергей Остриков.
О дорогих компонентах
В премиальном сегменте стараются по максимуму использовать натуральные ингредиенты и качественные химические составы, которые не только не вредят коже, но даже ухаживают. «Такая косметика не забивает поры и хорошо смывается в конце дня. Я бы не советовала зацикливаться на премиальности. Но все-таки тональное средство, консилер и губная помада должны быть хорошего качества, потому что они составляют основу и базу макияжа, вся остальная декоративная косметика может быть куплена у демократичных марок. Стоит отметить, что средства из премиального сегмента практически всегда более удобны для непрофессионалов, они всегда "лягут" так, как надо. Еще важно помнить, что все советы, даже от блогеров-визажистов, нужно проверять: что подходит одному, может не подойти другому», — говорит Стелла Саркисян, мастер салона Beauty Stop 26.
Катерина Карпова на своем опыте знает, что стоимость рецептуры может быть высокой, если в средстве используются натуральные ингредиенты, особенно с маркировкой «био», а также инновационные биотехологичные активные компоненты любого происхождения. «Чем больше косметическое средство содержит компонентов в составе и чем оно более многофункционально, тем сложнее удержать конечную стоимость продукта в низкой ценовой категории. Поэтому недорогая косметика относительно проста в рецептуре. Если вы видите много ингредиентов в составе и средство стоит совсем немного, то это повод задуматься, так ли оно на самом деле хорошо», — рассказывает косметический химик и создатель бренда Pure Love.
«Существует заблуждение, что натуральные компоненты всегда стоят дороже синтетических, но это не так. Зачастую самое дорогое в составе — это как раз активные искусственно синтезированные молекулы, если только мы не говорим о каких-либо драгоценных краснокнижных растительных эссенциях. Стоит также понимать, что натуральное — не всегда хорошее и безопасное. Множество самых аллергенных веществ имеют натуральное происхождение: например, могут вызывать раздражение у любого человека или повышать тонус матки у беременных женщин. Поэтому не все так просто. И даже если выучить названия и свойства всех ингредиентов и ходить с лупой по магазинам — это тоже не панацея, так как один и тот же компонент может быть различной молекулярной массы, различной степени очистки, что может кардинально влиять на его стоимость и конечные полезные или вредные свойства. Также стоит помнить, что один и тот же компонент может быть полезным или токсичным в зависимости от концентрации в конкретном продукте», — говорит директор по развитию бизнеса Pudra.ru.
При покупке новой косметики помните о том, что упаковка и флакон составляют от 40 до 60% от их себестоимости. Особенно существенно это отражается на ценах парфюмерии и косметики класса люкс. При выборе уходового средства из масс-маркета не будет лишним обратить внимание на состав и попросить помощи у консультанта, а лучше — прочитать отзывы тех, кто уже воспользовался бьюти-продуктом, который вас интересует.