В 2017 году термины «главный визажист бренда» и «популярный независимый визажист» звучат одинаково внушительно: на светские мероприятия Елену Крыгину приглашают наравне с ведущим визажистом Chanel Эрнестом Мунтаниолем, а главный визажист Make Up For Ever Анна Меркушева проводит мастер-класс вместе с независимым мастером Тимой Лео. Инстаграм-аккаунты двух типов визажистов бывает сложно отличить: например, количество снимков селебрити в личном аккаунте Ольги Романовой так же велико, как и список звездных клиентов ведущего визажиста Estée Lauder Елены Мотиновой. Тем не менее сами визажисты уверяют: между их должностями проходит четкая грань.
Косметика
Если на бейдже визажиста блестят знакомые буквы — понятно, какого бренда будет хайлайтер на спинке вашего носа. Компания снабжает своего мастера всем необходимым и новым — и это вызывает доверие, даже если вам незнакомо имя самого визажиста, доказывает исследование BoF.
В 2017 году бренды ищут не визажистов с именем, а тех, кто «обладает креативным взглядом на косметику бренда и знает, как ее реализовать». По информации издания, это залог лояльного отношения покупателей. Кейсам фрилансеров люди доверяют по другой причине: кажется, что каждый карандаш и спонж здесь появился не из-за родства с брендом, а за лучшие свойства. Но это не совсем так.
Ника Кисляк, независимый визажист. Стала популярной после репоста от Пэт МакГрат:
Приятный момент в работе независимого визажиста — косметика, которую присылают в подарок самые разные бренды. Это еще и большая экономия. Я дружу почти со всеми брендами, средства от которых использую в работе. Не дружу, пожалуй, только с теми, которых нет в России. Моя реакция на подарки бывает разной. Есть обыкновенная вежливость, когда я благодарю за подарок в соцсетях, а есть мое экспертное мнение. Я не пишу хвалебные отзывы о продуктах, которые мне не понравились. Долго тестирую и даю честную оценку — для меня это важно.
Анна Меркушева, главный визажист Make Up For Ever в России:
Я почти всегда пользуюсь средствами Make Up For Ever — потому что все нужное уже у меня под рукой, и я точно знаю, что они меня не подведут. Да, и мне приятно слышать, как модели и клиенты узнают свои любимые баночки на моем рабочем столе.
Скажу честно, что сама пользуюсь продуктами Make Up For Ever. Мое любимое тональное средство — Water Blend, не из-за бренда, а потому что оно не чувствуется на коже. Каждый день наношу водостойкий гелевый пигмент для бровей Aqua Brow. Постоянно пользуюсь кремовыми румянами и хайлайтером из палетки Pro Sculpting.
Ольга Фокс, независимый визажист, никогда не работала в составе бренда:
Я стараюсь дружить с брендами — это дает возможность пообщаться с интересными людьми, завести новые знакомства, попробовать новинки перед стартом их официальных продаж, побывать на закрытых презентациях, полюбить и оставить в своей или рабочей косметичке продукты, которые почему-то пропустила на полках. Но в социальных сетях я рассказываю только о тех средствах, которыми пользуюсь. К тому же я не беру косметику брендов, которые мне не подходят ни для работы, ни для себя.
Екатерина Пономарева, ведущий визажист M.A.C. в России и СНГ:
Да, я пользуюсь косметикой M.A.C не только в работе. Любимые средства, которые я сама с удовольствием наношу, — тушь Upward Lash для объема и длины ресниц, матовая пудра Studio Fix и кремовый корректор Mineralize Concealer. Люблю мой бренд за его стиль, который легко отличить от других, за артистичный характер, за то, что он создает косметику со смыслом. Не чтобы вы были похожи на кого-то еще, а чтобы выразили свою индивидуальность.
Тима Лео, независимый визажист, в прошлом — главный визажист Inglot:
Когда ты работал с одной и той же косметикой три года, начинаешь стремиться к разнообразию.
Несмотря на это, в моем рабочем наборе из Inglot остаются: огромная палитра теней, Duraline — средство для их разведения, основа для макияжа глаз, пигменты и кисти, которые я очень люблю. Я правда считаю, что косметика Inglot отличного качества.
Продвижение
Специалисты пиар-отделов бренда берут на себя количество упоминаний о ведущих визажистах в прессе, а также создают и выполняют планы публикаций, отвечают на электронные письма, договариваются с блогерами. Что касается независимых визажистов, то для них ключевым способом продвижения остается личный аккаунт в инстаграме. Что же оказывается эффективнее и с чего начинать молодым визажистам?
Ника Кисляк, независимый визажист:
Если визажист еще не очень известен и ему делает предложение компания с именем, то стоит соглашаться. Это поможет тут же открыть новые горизонты. Чаще всего начинающим визажистам не предлагают возглавить марку — какой-то свой опыт обязательно должен быть.
Нужно развиваться, учиться у лучших и сформулировать в своих мыслях, чего ты хочешь по-настоящему, что сделает тебя счастливым в профессии. Важно понять, кто они — ваши подписчики. Кто угодно, лишь бы побольше? А дальше построить определенную стратегию — в этом может помочь нанятый коуч.
Для аккаунта визажиста очень важны притягательные, запоминающиеся снимки. Для меня очень важны искренность, легкость, вдохновение, поиск себя. Необходимо самому ставить себе задачи. Когда Пэт Макграт в первый раз выложила мою работу, это было полным сюрпризом! Мы просто встретились с фотографом Александрой Лерой и сделали бьюти-съемку для себя. Мы не думали о чьем-то мнении, все было на одном дыхании — и это выстрелило!
Наверное, главный плюс продвижения в известном бренде — это статус. Твое имя будто бы помещают в красивую рамочку. Стабильный доход. Колоссальный опыт. Продуманный пиар — и вот ты становишься известнее. Осваиваешь новые навыки, потому что не только делаешь макияж, но и выступаешь, пишешь комментарии, статьи, проводишь обучение, клиентские дни, разрабатываешь новую гамму средств.
В России из брендовых мастеров слежу только за аккаунтом Кати Пономаревой из M.A.C. Она часто выкладывает обзоры новинок, интересные приемы в макияже. Все-таки никто так хорошо не знает марку, как ее главный визажист.
Анна Меркушева, главный визажист Make Up For Ever в России:
Так получилось, что я сразу пришла на позицию главного визажиста. И хочу вам сказать: это, пожалуй, еще сложнее, чем постепенно двигаться по карьерной лестнице. Меня никто в Москве не знал, и команда не воспринимала всерьез, так что пришлось быстро доказывать свой профессионализм, налаживать новые рабочие контакты.
Меня пригласили в бренд после окончания академии Make Up For Ever в Париже. До учебы я уже работала визажистом — поехала в Париж, чтобы встряхнуть воображение, расширить знания. Решение стало судьбоносным: мои работы отметили и бренд мной заинтересовался. Когда я вернулась в Санкт-Петербург, мне позвонили из московского офиса Make Up For Ever. Через две недели я переехала в Москву и приступила к работе.
Я бы посоветовала молодым визажистам продвигать себя и в рамках бренда, и в инстаграме. Одно другому не мешает. Мне кажется, что работа в бренде — это отличный, важный опыт. Во-первых, это возможность объективно посмотреть на работу с другой стороны. Во-вторых, понять, как общаться с будущими клиентами. В-третьих, узнать больше о продуктах, научиться их использовать. В-четвертых, бренд всегда проводит тренинги для участников команды, и у начинающих визажистов появляется возможность набить руку, получить грамотный совет, отточить технику.
Главному визажисту бренда нужно быть коммуникабельным, располагать к себе людей. Общение — одна из основных обязанностей. Вы не должны бояться сцены, аудитории и камеры. Когда я только пришла, это были мои самые слабые стороны — раньше моя работа была скорее на бэкстейдже.
Наконец, важны искренняя любовь к бренду и страсть к профессии. А то как вы собираетесь влюблять в бренд других людей? Еще для меня в этой истории очень важно не врать людям. Если я не верю в продукт, вряд ли смогу его продать.
Ольга Фокс, независимый визажист, никогда не работала в составе бренда:
Конечно, в рамках бренда начинать работу проще. Будет возможность пройти дополнительное обучение и тренинги, быстрее побороть стеснительность, уделить больше времени работе с клиентами. В то же время вакансий визажистов в брендах не так много! Начинающим специалистам приходится больше консультировать клиентов, нежели их красить.
Есть полезные курсы, на которых вы в деталях узнаете, как продвигать себя самому в инстаграме. Я бы посоветовала записаться хотя бы на один из них, а потом периодически обновлять свои знания.
Про подписки — я стараюсь следить за всеми главными визажистами брендов, как российскими, так и зарубежными. Но только если они ведут свои аккаунты как рабочие, не личные. У меня нет времени на их личную жизнь — природу, котиков, детей. Социальные сети — это в первую очередь рабочий инструмент.
Екатерина Пономарева, ведущий визажист M.A.C. в России и СНГ:
Начинать карьеру и продвигать себя, на мой взгляд, стоит в рамках бренда. Хороший старт для знакомства с самой разной и новой косметикой. Сможете с каждым днем улучшать технику макияжа, будете видеть перспективу роста. Например, мою карьеру в M.A.C можно разделить на четыре ступени. 10 лет назад я устроилась в бренд визажистом. Помню, тогда мастера M.A.C казались мне феями. Потом я стала тренером бренда. На третьей ступени получила звание национального визажиста, на четвертой — ведущего визажиста в России и СНГ.
Чтобы стать главным визажистом бренда, вы должны быть коммуникабельны и стрессоустойчивы. Трудолюбивы, безусловно. Важно иметь привлекательный внешний вид, тонкое чувство вкуса. У вас должен быть характер тренера и умение общаться с представителями индустрии красоты и моды. Будьте готовы к большому количеству командировок. Главный визажист бренда должен быть блестящим оратором, уметь держаться на публике.
Тима Лео, независимый визажист, в прошлом — главный визажист Inglot:
Выбирая бренд или самостоятельную работу, визажист должен четко знать, чего он сам хочет. Работа в рамках бренда — это официальное трудоустройство с конкретным окладом, скидками, подарками. Чтобы продвигаться в рамках компании, визажист должен не только быть блестящим профессионалом, но и подходить бренду по стилю и эстетике. В отдельных случаях на успех в рамках бренда влияет популярность мастера — например, в сфере коммерческих и модных съемок, в социальных сетях.
Продвижение независимого визажиста — это сложный путь поиска заработка, клиентов и собственной команды. Для создания вашего первого портфолио и будущих проектов она точно понадобится. Но гордость за то, что этот путь ты прошел сам, — серьезный плюс.
Масштабы свободы
Если главному визажисту бренда и независимому мастеру одновременно приснились брови кобальтового цвета, кому будет легче воплотить эту идею на съемке? Если вы решили, что ответ на вопрос кроется в названии должностей, то мастера брендов готовы с этим поспорить. Главный визажист Make Up For Ever Анна Меркушева разрисовывает глаза моделей в духе эскизов Кандинского, а ведущий визажист M.A.C Екатерина Пономарева экспериментирует с сахарными шариками на губах и розовым пигментом вместо тонального крема.
Масштабы свободы визажиста можно рассматривать и в контексте загруженности графика. Независимые мастера уверены, что у них он бывает не менее напряженным, чем у брендовых коллег.
Ника Кисляк, независимый визажист:
Плюсы работы независимых визажистов — вы уходите в отпуск, ни с кем не считаясь, выстраиваете расписание, не думаете о корпоративном дресс-коде. Но надо рассказать и про минусы. Когда вы уже нашли себя и ваше имя известно, у вас достаточно работы и есть сформировавшаяся репутация, быть свободным прекрасно. До этого момента все не так радужно. Придется набивать шишки, стучать во все двери, браться за любые проекты, много работать бесплатно, налаживать связи, обрастать контактами.
Самый явный минус независимости — нестабильный заработок. Вся твоя карьера только на тебе, нужно прилагать постоянные усилия, продумывать, как распиарить себя. Первоначальный этап требует больших вложений времени и денег — на обучение, покупку хороших кистей и косметики. Всем этим нужно заниматься, если действительно любишь свое дело. Ведь нет ни одной профессии, в которой все дается легко, визажист — не исключение. Но это того стоит.
Если ты ведущий визажист марки, то, хочешь ты того или нет, ты должен отражать ее концепцию и философию. Это не всегда совпадает с твоим видением, идеями, потребностями. Хотя бывают и исключения, когда бренд подбирает себе состоявшегося визажиста с определенным творческим почерком, который идеально совпадает с маркой по настроению.
Анна Меркушева, главный визажист Make Up For Ever в России:
Я никак не ограничена в творчестве. Потому что работаю именно в профессиональном, а не классическом люксовом бренде. Наверное, там я бы себя чувствовала более скованно. У моего бренда есть все необходимые продукты для реализации моих творческих задумок. Кроме того, Make Up For Ever всегда поддерживает и развивает разное видение у своих визажистов. Внутри международной команды мы все очень разные.
Более свободный график независимых визажистов компенсируется минусами. Во-первых, нужно обладать огромной самоорганизацией и дисциплиной. Во-вторых, быть готовым к нестабильности в плане заказов. Бренд дает новые проекты и открывает новые двери, дает возможность работать с лучшими из лучших. Например, в прошлом году мы с девчонками провели автограф-сессию группы Icona Pop на нашем стенде во время фестиваля «Ласточка», сделали красивую съемку для русского Vogue.
Ольга Фокс, независимый визажист, никогда не работала в составе бренда:
Мой график более гибкий — нет той обязательной работы, от которой я не могу отказаться, хотя это, конечно, теория. На практике не хочется упускать возможность заняться любимой работой. Иногда дел так много, что забываешь оставить себе хотя бы половину выходного дня.
Я считаю, что все зависит от бренда и от самого визажиста. Разные марки имеют разные «границы дозволенного», к тому же никто не отменял съемки и клиентов в свободное время, когда визажист может оторваться.
Не имеет значения, работаешь ты на марку или нет, — воплотить созревшую идею можно как на работе, так и на творческой съемке. Главное — периодически вносить в жизнь разнообразие: пробовать новые продукты, техники, менять порядок действий. Так у вас будет возможность развиваться, смотреть на работу свежим взглядом. Любой визажист должен уметь делать все — от классики и минимализма до креатива и жесткого треша.
Я бы сейчас с большим удовольствием поработала на бренд. Мне интересно выразить свои мысли в рамках определенной концепции.
Екатерина Пономарева, ведущий визажист M.A.C. в России и СНГ:
В бренде M.A.C творческие идеи приветствуются, и я их в воплощаю в полной мере. Я ценю мою работу за возможность разрабатывать новые макияжи и передавать накопившийся опыт другим визажистам.
Безусловно, плюсы независимой работы — это возможность распоряжаться личным временем и собственный выбор клиентов. Минусы — вам нужна постоянная активность и свой собственный пиар. Есть над чем подумать.
Бренд дает особенную свободу, новые и очень важные впечатления. Я на всю жизнь запомнила работу на открытии Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, на чемпионате мира по водным видам спорта с нашей легендарной командой по синхронному плаванию. Разумеется, работу на международных неделях моды по всему миру.
Тима Лео, независимый визажист, в прошлом — главный визажист Inglot:
До работы на бренд я был фрилансером — теперь я вернулся к этому. У меня снова появилось свободное время для отдыха и творчества, которое я сам контролирую и к которому я привык.
Плюсы независимости: твое свободное время и время работы зависит только от твоего решения. Второе — ты можешь работать официально с любой косметикой, рекламируя разные бренды.
У каждого бренда косметики есть имидж и философия образа девушки бренда. Соответственно, ваш макияж не должен противоречить этой концепции. Например, если бренд делает ставку на чистую сияющую кожу или элегантный макияж, то арт-визажисту будет некомфортно.
Главное впечатление, которое мне подарила работа в бренде, — я увидел Россию от Калининграда до Владивостока! Самостоятельно я бы вряд ли такое осуществил. В Inglot к тому же был очень дружный коллектив — как большая семья.
Как покинуть пост главного визажиста бренда и остаться с ним в хороших отношениях? Зависит от условий, при которых было окончено сотрудничество. Хорошие отношения — это обоюдное продолжение работы, но без официального трудового соглашения. Диалог в рамках взаимовыгодного сотрудничества.