Парфюмеры и эксперты по ароматам рассказывают, зачем на флаконы ставят год выпуска, как появляются лимитированные коллекции и при чем здесь климат
Миллезимы в виноделии
и миллезимы в парфюмерии
В энологии миллезимом называют год созревания урожая винограда, из которого было произведено вино. «Термин пришёл из винного мира в парфюмерный, он встречается не очень часто, в большей степени используется в мире нишевой парфюмерии», — говорит Роман Романенко, эксперт по нишевой парфюмерии «Рив Гош» и Rivoli.
«Создание ароматов лимитированной серии было нашим изобретением, и никто в парфюмерии ранее этого не делал. Никто даже не попытался принять вызов для изучения границ новых творений, таким образом ограничивая свои возможности понять, что в концепции коллекции (Юбилейная коллекция) заложен большой успех. Это проект представляет для нас одно из самых ярких проявлений художественной парфюмерии, где вдохновение и креативные идеи выступают в качестве рабочей основы, а не коммерческой составляющей, которая представляет для нас наименьший интерес», — объясняет Паоло Теренци, генеральный директор Cereria Terenzi, парфюмер брендов Tiziana Terenzi, Giardino Benessere, V Canto.
«Люди давно оценивают вино по году и региону. К такой же идее пришли и парфюмеры, которые столкнулись с уникальными цветами и необычными ароматами. Горящие желанием запечатлеть или создать особенную ноту, легенды парфюмерного бизнеса начали выращивать свои подвиды, скупать плантации и ждать сезона цветения на определённой почве, чтобы выпустить ограниченную, но совершенно уникальную партию парфюма», — дополняет Шанталь Роос, парфюмер и основатель марки Roos & Roos.
Например, дом Chanel купил в парфюмерной столице Грассе плантации, где выращивается жасмин и майская роза для их легендарного Chanel № 5. Некоторые парфюмеры в названии аромата делают акцент именно на ноту и год урожая. Например, Fleur de Narcisse 2006 и Fleur d'Оranger 2005 от L'Artisan Parfumeur, Amarige Harvest 2005 от Givenchy, Le Muguet Millésime 2016 от Guerlain.
Миллезимные ароматы выходят ограниченным тиражом
Чаще всего урожая хватает не более чем на 100 000 — 120 000 флаконов. А бренд Creed под словом миллезим подразумевает высокую концентрацию качественной эссенции, которая достигает 20–30%. «Безусловно, это чаще всё можно встретить в люксовых или нишевых ароматах. Для создания миллезимного парфюма требуется дорогостоящее сырьё, которого хватает только на ограниченную партию. Найти идеальный цветок не так просто, а повторить его аромат практически невозможно. Именно поэтому парфюмеры, создавая такой парфюм, стали указывать год, который увеличивает ценность аромата в разы», — рассказывает Шанталь Роос.
Чтобы сохранять компоненты и выпускать одинаковый аромат, парфюмеры используют свои секретные технологии. Например, Thierry Mugler запатентовал собственную технологию выдержки духов в деревянных бочках. Сперва это был аромат Angel 2007 года в бочках вишнёвого дерева, затем Alien Liqueur de Parfum, выдержанный в дубовых ромовых бочках.
Как и вина, ароматы из года в год разные
Каждый ингредиент подвержен воздействию природы. «На цветочный урожай влияют почва, регион и уход за растением, климатические особенности года. Особенно восприимчивы розы, ирисы, жасмин, нарциссы, тубероза и ветивер», — говорит Шанталь Роос.
«Например, тёплые и засушливые сезоны по-разному влияют на цветение розовых полей по сравнению с влажными и холодными сезонами. Природа дарит различные экстракты. Каждый флакон — практически уникальный и неповторимый шедевр природы», — рассказывает Паоло Теренци.
Эксперт по нишевой парфюмерии «Рив Гош» и Rivoli говорит о том, что даже непрофессионал в парфюмерии сможет увидеть разницу в одном аромате разных годов выпуска при неизменной формуле.
Новые формулы и фланкеры
«Если нет необходимого сырья для повторения какого-то удачного аромата, существуют два сценария: либо аромат снимают с производства и не возвращаются к нему, либо меняют композицию, по возможности сохраняя аромат», — говорит Роман Романенко.
«С каждым годом парфюмерия становится всё технологичнее, а повторить аромат первого урожая почти нереально, поэтому не исключено, что некоторые ароматы будут воссоздаваться синтетической молекулой. И это может быть большим плюсом, так как у многих людей на натуральные масла бывает аллергия. Синтетическая молекула может помочь избежать этого. Но в нишевой парфюмерии повторения нот пока пытаются добиться смешением иных ингредиентов, — рассказывает Шанталь Роос. — К тому же существуют фланкеры. Как в люксовой, так и в нишевой парфюмерии. Единственное, в нишевой парфюмерии их воспринимают лучше, так как подход к созданию более основательный».
Однако эксперт по нишевой парфюмерии «Рив Гош» и Rivoli считает, что причина бесконечного количества фланкеров чаще всего лежит не в недостатке того или иного сырья. «Фланкеры это большое многофакторное явление иного порядка и оно связано скорее с функционированием современного мира парфюмерии как бизнеса, затратами на производство и прочее», — говорит он.