История одеколонов и лучшие варианты на это лето

Рассказываем о происхождении одеколона, его применении и популяризации

2018-й — год возвращения одеколонов. На парфюмерной выставке Esxence 2018 было представлено множество тонизирующих композиций на основе цитрусовых. По такому случаю мы решили разобраться, что такое одеколоны и когда они появились.

Истоки

Первый одеколон был создан в Кельне в 1709 году. Авторство принадлежит итальянцу Джованни Мария Фарина. Он впервые смешал спирт и цитрусовые масла. Из-за места происхождения придумано название — «Кельнская вода». Джованни также открыл первую в мире парфюмерную мануфактуру Farina Gegenüber.

В первую очередь одеколон служил санитарным целям, поэтому мгновенно стал популярен. Его использовали Бетховен и Моцарт. У Наполеона уходил один флакон в день, потому что одеколон использовался для принятия ванны, полоскания горла и ароматизации одежды. Князь Клеменс Август Баварский использовал до 40 флаконов в день. Гете всегда держал при себе ткань, надушенную одеколоном. Кельнская вода быстро распространилась по всему миру и дошла даже до Индии в 1776 году. Такой популяризации в значительной степени способствовала Семилетняя война, во время которой одеколон использовался для дезинфекции ран и перебивания запаха пота.

Благодаря французам Кельнская вода стала называться Eau de Cologne и выходила в те времена в круглых флаконах, которые удобно было прятать в солдатские сапоги. Цифра 4711 на флаконе также появилась благодаря французским солдатам, вторгшимся на территорию Кельна. В городе не было нумерации домов, лишь вывески. Было принято решение пронумеровать здания, а парфюмерная лавка Фарина получила номер 4711.

Из-за легкого унисекс-аромата одеколоном пользовались как мужчины, так и женщины. Например, прусский король Фридрих II преподнес одеколон в подарок русской императрице Екатерине II.

В XVIII веке не было никаких прав на регистрацию товарного знака или защиту изобретения, поэтому кельнскую воду стали подделывать и изобретать самые разные парфюмеры.

XIX–XX века

Во время промышленной революции стали усовершенствоваться формулы из-за появления новейших технологий. Так, например, из цитронеллового масла выделили гераниол, а из мятного — ментол. Одеколоны запустили в массовое производство, что сделало их доступными для разных категорий людей.

После Отечественной войны 1812 года одеколон попал в Россию, где российские парфюмеры добавили к нему три эфирных масла: бергамота, нероли и лимона. И назвали «тройной».

Одной из попыток возродить славу и некую уникальность одеколона стал выпуск собственной интерпретации Eau de Cologne дома Guerlain. Аромат был составлен Пьером-Франсуа-Паскалем Герленом в 1853 году и стал первым для дома.

Созданный специально для императрицы Евгении, супруги Наполеона III, он принес своему создателю славу и почетный статус «официального парфюмера Его Величества». Императрица некоторое время единолично пользовалась этим ароматом и только потом дала разрешение на продажу. На этикетке изображен разработанный Наполеоном герб с символами императорской власти.

В 1916 году Aqua di Parma выпускает композицию Colonia для ароматизации мужских носовых платков. Через 30–40 лет этот аромат становится символом шика, им пользуются Ава Гарднер, Одри Хепберн. В 1924 году Chanel выпускает Eau de Cologne на основе цитрусовых, нероли, трав и специй. Сегодня этот аромат входит в линейку Les Exclusift de Chanel.

Постепенно стали появляться и другие ароматы, началось деление на мужские и женские композиции. Вообще гендерное деление ароматов наступило благодаря маркетологам. Люди стали покупать композиции из-за образов из рекламных кампаний. После Второй мировой войны женщины стали интересоваться шипрами, через несколько десятилетий — снова одеколонами. Прошло снова несколько десятилетий, и одеколонами вновь интересуются как мужчины, так и женщины. Цитрусовые композиции с травами стали классикой. Сегодня их можно найти у любого парфюмерного дома.