Почему у одних поры — узкие, а у других — широкие? А как их уменьшить? BURO. попросило выяснить это автора телеграм-канала «Крис печатает» и основательницу косметического стартапа Openface Кристину Фарберову
Несколько лет назад Harris Poll провел опрос для L’Oréal Paris о страхах и желаниях покупателей, в котором выяснил, что 47% женщин готовы отказаться от алкоголя, социальных сетей и бритья ног — в обмен на узкие, незаметные поры. Сколько бы раз дерматологи не повторяли, что расширенные (а точнее, просто нормальные!) поры — не страшно и нужно оставить их в покое, мы все равно боремся с ними. В ход идут все средства: скрабы, силиконовые праймеры и даже facetune.
Строго говоря, поры — не медицинский термин, и в некоторых научных работах подчеркивают его некорректность. Порами называют маленькие отверстия, через которые выделения потовых и сальных желез проникают на поверхность кожи. У себума, который выделяют сальные железы, есть очень важная функция — он увлажняет кожу, защищает ее от потери влаги и помогает ей быть эластичной.
У человека есть два типа пор: потовые поры и протоки сальных желез (волосяные фолликулы). Потовые поры — крошечные и совсем не заметны глазу. Поэтому, когда люди говорят о расширенных или закупоренных порах, — речь идет именно о протоках сальных желез.
Узкие или широкие поры — генетическая лотерея, часть фенотипа — так же, как цвет глаз или рост, объясняет звездный дерматолог Гарольд Лансер. Их нельзя открыть или закрыть, как тиндер. Самые маленькие и незаметные поры — у женщин из Китая и в целом у азиатов, а самые большие — у темнокожих людей.
В течение жизни сам по себе размер пор не меняется, но ряд факторов может сделать поры немного «больше». Самая распространенная причина — скопление кожного сала и омертвевших клеток кожи в протоках сальных желез (те самые черные точки). Такие сальные пробки давят на стенки протоков, а темный цвет окисленного себума делает поры более заметными.
Еще поры могут стать более заметными с возрастом. На самом деле их размер не увеличивается, — но из-за постепенной потери коллагена и ослабления волокон эластина кожа начинает как бы «провисать», а поры «проваливаются» глубже в кожу. Из-за этого они становятся значительно более заметными, чем поры на молодой упругой коже.
Кстати, потеря коллагена и эластина происходит не только при хронологическом старении — известно, что воздействие солнечных лучей также оказывает на них разрушающий эффект. Поэтому защита от солнца — хорошая профилактика не только морщин, но и расширенных пор.
С размером — ничего. То есть, если они в целом всю жизнь, еще с ранних лет, были довольно выраженными, «стереть» их с лица не получится. Но бороться с возрастными изменениями или повышенной выработкой кожного жира, из-за которых поры кажутся широкими, можно.
Обычный ретинол вряд ли что-то изменит, речь о третиноине. Исследования ретиноидов показывают, что длительное использование действительно способно визуально уменьшить видимость пор. Ретиноиды могут стимулировать производство коллагена (недостаток которого создает эффект «провалившихся» пор) и поддерживать обновление клеток кожи (то есть препятствуют образованию сальных пробок).
Помогают обновлять клетки кожи, поэтому можно использовать кислотный тоник, пилинг или диски, пропитанные кислотами. BHA-кислота (салициловая кислота) — жирорастворимая и, в отличие от водорастворимых AHA-кислот, умеет растворять сальные пробки в порах. Но помните, что кислоты не сужают поры — они выравнивают рельеф и топят кожный жир. Очищенные поры будут выглядеть чуть-чуть меньше.
Некоторые косметологические процедуры тоже могут уменьшить видимость пор. Например, лазерные шлифовки или «Фраксель» — благодаря стимуляции фибробластов и разгону синтеза коллагена. «Фраксель» работает за счет создания «островков» микроповреждений в коже. Для этого используется технология фракционного фототермолиза. В отличие от традиционных лазерных шлифовок, при такой технологии на кожу воздействует не цельный луч, а раздробленный на множество мелких потоков. В результате поврежденные участки кожи равномерно окружены здоровой тканью. Это способствует более мягкому восстановлению и быстрой регенерации.
«Фраксель» «целится» в воду в клетках кожи. Когда вода поглощает тепло лазерного луча, клетка разрушается. В ходе процедуры такими микроскопическими «дырками» покрывается вся поверхность кожи, а омолаживающий и обновляющий эффект «Фракселя» обеспечивается последующими процессами заживления. В ответ на повреждение кожа начинает активно синтезировать коллаген; мертвые клетки эффективно отшелушиваются.
Процедура фракционного омоложения может быть аблятивной и неаблятивной. Аблятивный «Фраксель» — более травматичная процедура, так как при ней лазерные лучи разрушают верхний слой кожи. Она подходит для выравнивания рельефа, при постакне, рубцах и пигментации. Неаблятивный «Фраксель» воздействует только на клетки глубоких слоев кожи, не затрагивая поверхностный. Такая процедура подходит для повышения тонуса кожи и устранения среднеглубоких морщин.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7