Во время финансового кризиса в США в 1929-1933 годах промышленное производство сократилось вдвое, в то время как прибыль косметических компаний, напротив, выросла.
Этот феномен в экономике называют "эффектом губной помады", когда в тяжелые времена потребители перестают тратить деньги на крупные и дорогие вещи, но косметику, равно как и любой другой необременительный для кошелька продукт, продолжают покупать весьма охотно.
Влияние губной помады на умы человечества трудно переоценить. Как доказательство — небольшой конспект Buro 24/7 об истории главного косметического ноу-хау.
Древний Египет и Древняя Греция
Тутмос Младший, Бюст Нефертити, 1373-1357
Средневековье
Петрус Кристус. Портрет молодой дамы (фрагмент), 1465–1470
Католическая церковь накладывает запрет на губную помаду. Аргумент: она порочит образ Девы Марии и, следовательно, является ведьмовским атрибутом.
XVI век
Фрагмент портрета Елизаветы I, c. 1575
Елизавета I ввела моду на бледную кожу в сочетании с ярко-красными губами. Помада вновь стала популярным косметическим средством. В дальнейшем использование помады то считалось нежелательным, то поощрялось.
1903 год, Всемирная выставка в Амстердаме
Энди Уорхол. Сара Бернар, 1980
Продемонстрирована косметическая новинка кремообразной текстуры, предназначенная для нанесения на губы и придания им цвета. Тогда помаду по достоинству оценила знаменитая актриса Сара Бернар.
Первая половина XX века
На прилавках магазинов появляются недорогие тюбики помады от Елены Рубинштейн. Она называется Valaz Lip-Lister, стоит $2 и мгновенно раскупается. Оценили новинку и голливудские звезды — киноактрисы Глория Свэнсон, Мэри Пикфорд, Лара Тернер, Марлен Дитрих и другие.
Марлен Дитрих
Глория Свэнсон
Привычную для нас форму помада приобрела именно в 20 веке, когда фирма Roger & Gallet поместила красящую массу в коробочку цилиндрической формы.
Реклама Roger & Gallet конца 1950-х
В это время начинается мода на контур губ: женщины рисуют "бутон розы", "укушенная пчелой", "дуга Купидона", каждая хочет быть особенной, модной и неповторимой. Негласное соревнование идет не только между обладательницами заветных тюбиков, но и между их производителями, среди которых Елена Рубинштейн, Элизабет Арден, Макс Фактор и другие.
Конкуренция растет...
Реклама Guerlain, 1935
Производители косметики придумывают новые, удобные формы тюбиков, более совершенные текстуры и приятные цвета. Огромное значение приобретает печатная реклама: каждый производитель стремится придумать самый запоминающийся и продающий рекламный плакат.
1935 год
Основатель марки Lancôme Арман Птижан представляет помаду, которая увлажняет губы и дарит им тонкий аромат розы. Птижан закладывает представление об изысканной французской косметике, создав помады с необычными названиями (Versailles, Le Chambord, Les Miroirs, Au Rosier, L'Absolu Rouge, Color Fever). Цитата: "Упаковка помады должна соответствовать ее содержимому".
1947 год, Париж
Появляется помада Le Rouge Baiser, которая "позволяет женщинам целоваться". Помимо обещанной стойкости у помады есть еще одно ценное преимущество — богатая цветовая палитра. Использование помады становится привычным: губы красят не только для вечернего выхода, но и, например, во время похода по магазинам.
1949 год, США
Началась автоматизация процесса производства помады: придуманы машины для изготовления металлических и пластмассовых тюбиков. Немаловажную роль в раскрутке продукта продолжают играть знаменитые актрисы, например, Элизабет Тейлор.
1953 год
Кристиан Диор создает помаду Rouge Dior.
1960-е
Главный тренд 1960-х — белые и бежевые помады, навеянные образом субтильной иконы стиля Твигги.
1970-е
Помада, как и в начале века, становится символом свободы, но уже совсем иной. Отныне макияж — символ социального бунта, который исповедуют приверженцы панк-рока и других неформальных движений, протестующие против социальной реальности. Начинается мода на черный, фиолетовый и другие, яркие и провокационные, цвета.
1980-е
Косметический бренд Yardley в одной из своих рекламных кампаний провозгласил "Помада — это женское оружие". К этому времени помада действительно стала серьезным оружием в борьбе за привлекательность, яркость и неповторимость.
В это же время начинается отказ тестирования помад над животными.
1990-е
В моду входит загар, и с этого момента популярность приобретает губная помада с солнцезащитным фактором. Стоимость такой помады — на 12-13% выше.
В целом, губные помады практически получили свое нынешнее воплощение: стали включать в себя натуральные ингредиенты, а в их основу легли новые увлажняющие формулы.
XXI век
В 2008 году в берлинском филиале знаменитого французского универмага Galeries Lafayette прошла выставка, посвященная 125-летию губной помады. На ней было представлено более ста уникальных экспонатов из частной коллекции известного немецкого топ-визажиста Рене Коха.
Jason Brooks, Lipstick, 2010
Косметические марки активно обновляют ассортимент помад. Большие коллекции губных помад появляются у Lancôme (Rouge in Love), Giorgio Armani (Rouge D'Armni), Givenchy (Le Rouge), Dolce & Gabbana (Monica Lipstick), Chanel (Rouge Coco и Rouge Coco Shine) и других косметических марок.
Rouge Dior
Колоссальным успехом пользуются помады с матовой текстурой, а также универсальные помады-блески, они же — лаки для губ (Shiseido Lacquer Rouge).
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7