Что общего у голубого света и ультрафиолета, как мониторы влияют на кожу и чем ее защищать
По мере того как развиваются технологии, ученые стали все больше говорить о цифровом старении. Экраны ноутбуков, планшетов и телефонов вырабатывают синий свет, так называемый HEV — high-energy visible. По данным исследования 2008 года, опубликованного в Американском издании «Ридердз дайджест» в сентябре 2017 года, длина волны HEV-лучей способна проникать в глубокие слои кожи, что делает ее инвазивной. Такое воздействие имеет негативный характер и приводит к преждевременному старению и нарушению пигментации кожи. Еще одно исследование, проведенное в 2015 году, доказывает, что голубой свет приводит к гиперпигментации.
Голубой свет производят не только гаджеты, но еще и искусственное освещение (особенно люминесцентные, или энергосберегающие лампы). «Синий свет подавляет выработку мелатонина, что пагубно отражается на суточном ритме и приводит к нарушению циркадных ритмов человека», — объясняет Жанна Юсова, врач-дерматовенеролог, косметолог, физиотерапевт в клинике эстетической медицины Beauty Seasons.
«В первую очередь синий свет подавляет выработку мелатонина, что пагубно отражается на суточном ритме и приводит к нарушению циркадных ритмов человека», — говорит Жанна Юсова, врач-дерматовенеролог, косметолог, физиотерапевт в клинике эстетической медицины Beauty Seasons.
Циркадные ритмы — это правильные распределение энергии и работа гормонов в течение суток, то есть утреннее пробуждение и засыпание в правильное время. При работе за компьютером (и использовании других гаджетов) эти ритмы часто сбиты: сюда относится работа вечером, привычка не отключать телефон за два часа до сна, работа ночью (вплоть до 3–4 утра). «Все эти действия очень сильно сбивают циркадные ритмы кожи – особенно в плане восстановления, так как все восстановительные процессы в коже происходят ночью (именно поэтому питательные и восстановительные средства наносятся на ночь, чтобы синхронизироваться с ритмами кожи). Прием биодобавок мелатонина с целью нормализации циркадных ритмов кожи очень хорошо работает изнутри. Также существуют препараты, содержащие мелатонин, для наружного применения, хотя в аспекте их эффективной защиты от голубого излучения подтверждающих исследований пока нет», — рассказывает Мария Бондарева, врач-дерматолог, косметолог клиники Remedy Lab.
Для сравнения, длины волн УФ-излучения лежат в интервале от 10 до 400 нм, а именно, UVA-лучей — 315–400 нм. Длины волны HEV-излучения — 380–500 нм. «На шкале длин волн голубой свет располагается рядом с ультрафиолетом типа А — опасным и вредоносным, способным физически повреждать молекулы и вызывать опосредованное повреждение свободными радикалами. То есть UVA-лучи не только напрямую разрушают коллаген, эластин и молекулы ДНК, но и вызывают появление свободных радикалов, которые травмируют кожу. Поэтому после пребывания на солнце так важно делать процедуры и использовать средства с антиоксидантами, которые способны остановить свободные радикалы», — рассказывает Ирина Москвина, эксперт и тренер центра обучения Guinot.
«Основное отличие УФ-излучения и голубого света состоит в том, что видимый свет имеет бóльшую длину волны и несет бóльшую энергию. Волны голубого света несут достаточно энергии, чтобы проникнуть глубоко в кожу и выбить электроны из молекул. Получившиеся заряженные частицы — свободные радикалы — порождают цепную реакцию. В тканях начинается борьба за недостающие электроны, приводящая к оксидативному стрессу и, как следствие, — к ускоренному старению клеток и даже их гибели», — дополняет Анна Черноиванова, бренд-менеджер BABOR в России.
Специфического фильтра в составе косметического продукта, который защищал бы кожу от синего света, не существует. Механизм воздействия всегда основан на нейтрализации так называемых свободных радикалов. «Помочь может все, что имеет антиоксидантный эффект, останавливая атаку свободных радикалов на клетки. При этом сильнейшим антиоксидантным и регенеративным эффектом обладает какао, точнее пептид, выделенный из какао. Он отлично справляется с задачей восстановления белков», — говорит Анна Черноиванова.
«Если речь идет о защите от UVA- и UVB-излучений, то каждый из нас помнит о солнцезащитных средствах. Однако фильтры, которые содержатся в данных продуктах, не защищают от воздействия HEV-света. Среди антиоксидантов я рекомендую обратить внимание на самые сильные — витамин Е, мелатонин, глутатион, астаксантин, липоевая кислота, коэнзим Q10, — рассказывает Жанна Юсова. — В настоящее время используются растительные фотохимические вещества, блокирующие близкий диапазон длин волн. Это Polygonum, Thermus и Physolis, которые помогают защитить кожу, но не прямо, а косвенно».
«Так как голубой свет в первую очередь влияет на циркадные ритмы, ученые недавно разработали новый ингредиент — B-циркадин, получаемый из японского клевера (корейское сырье). Этот компонент работает на уровне генов, нормализуя циркадные ритмы, что позитивно сказывается на восстановлении защитного барьера кожи и защите от голубого света. Также хочу отметить и компонент лютеин (антиоксидант), который защищает и восстанавливает кожу, флоритин, феруловая кислота, витамин С, ресвератрол — антиоксидантов, которые снижают образование пигмента», — дополняет Мария Бондарева.
На сегодняшний момент проблема полной защиты от HEV-излучения полностью не решена и требует дальнейшего изучения. Но пока цифровой детокс — главное правило для защиты кожи от голубого света. «Врачи рекомендуют прекращать использование цифровой техники за два-три часа до сна. Сегодня каждый желающий может установить на свой смартфон или ноутбук специальную программу, которая, в зависимости от времени суток, самостоятельно меняет состав излучаемого ЖК-экраном света. Во многих телефонах эта функция есть и без программы. — советует врач-дерматовенеролог клиники эстетической медицины Beauty Seasons. — Также рекомендую защищать глаза очками с розовыми, желтыми, оранжевыми или янтарными линзами».