«Представьте, что у вас одновременно ужасный грипп, сильное похмелье, вы не выспались и мечетесь в тревоге, готовы расплакаться от любой ерунды, но при этом едва сдерживаете дикую, жгучую ярость на любого, кто не так на вас посмотрит. И так каждый день, целыми днями, несколько лет», — этим сравнением описала самый худший вариант жизни в менопаузе Кейт Ашер в книге «Новая фаза: как обрести эмоциональный комфорт в период менопаузы». По статистике, опубликованной в той же книге, подобный сценарий развивается у 25% женщин. Но, кажется, скоро таких не останется. Потому что наконец развивается целая индустрия, призванная им помочь.
Да, климакс сегодня волнует не только гинекологов и эндокринологов, а еще косметологов, производителей косметики и крупных инвесторов. Инвесторы, к слову, оценили перспективы в цифрах. Согласно прошлогоднему отчету Female Founders Fund, вкладывающего средства в стартапы из области женского здоровья, ожидается, что уже через четыре года миллиард женщин по всему миру будут находиться в менопаузе. Потому менопаузу в отчете немного цинично назвали «возможностью на 600 миллиардов долларов». В эти миллиарды входит не только косметика, но и медицинские консультации, и лекарственные препараты.
В общем, лучшего момента снова обсудить менопаузу просто не придумаешь. Вместе с московскими врачами мы составили большой чек-лист по теме.
Долгое время считалось, что климакс наступает между 45 и 55 годами. Но фактически он может начаться и в 39 лет. Менопаузе всегда предшествует пременопауза — период, когда у женщины снижается выработка половых гормонов — эстрогенов. В народе эстрогены неспроста называют гормонами красоты: здоровый цвет, толщина и увлажненность кожи, блеск и густота волос на голове и отсутствие волос в неожиданных местах (например, на подбородке) почти полностью зависит от них.
Самый верный признак менопаузы — полное отсутствие менструаций в течение года. Но месячные не прекращаются по щелчку, этому предшествует переходный период. Первый признак — изменение по части менструальных кровотечений: сокращение интервала, задержки. Другие признаки — потливость, ночные приливы жара к лицу и верхней части тела, перепады настроения, бессонница и прерывистый сон с пробуждением посреди ночи, набор веса, отеки.
Еще несколько признаков, о которых не принято говорить вслух, перечислила Кейт Ашер в вышеупомянутой книге:
Есть ранняя менопауза, а есть преждевременная. Разницу объясняет Екатерина Боровкова, акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики Европейского медицинского центра (ЕМС):
«Ранняя менопауза — это прекращение менструаций в возрасте до 45 лет, преждевременная — до 40 лет. Насторожить может отсутствие менструаций в течение трех месяцев, при условии, что до этого цикл был регулярным. Это первый признак аменореи (длительного отсутствия менструации), требующий обследования у врача-гинеколога».
Бывают случаи, когда первых признаков менопаузы еще нет, а она уже началась. В медицине это объясняется тем, что организм долго может компенсировать недостаток гормонов самостоятельно. Потому некоторые гинекологи предлагают начинать корректирующее лечение раньше, чем появятся первые признаки. И рекомендуют ежегодно проходить обследования.
НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ:
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ:
Начать стоит именно с визита к врачу, поскольку финальный список исследований — дело индивидуальное.
ВРАЧИ КЛИНИКИ ЮЛИИ ЩЕРБАТОВОЙ СОСТАВИЛИ ПОЛЕЗНЫЙ ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ МЕНОПАУЗЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОНИ, РАЗУМЕЕТСЯ, СОВЕТУЮТ ОБСУДИТЬ СО СВОИМ ГИНЕКОЛОГОМ.
Возвращаясь к дефициту эстрогенов: он приводит к тому, что в коже резко убывает количество коллагена (до 30% в первые пять лет после наступления менопаузы) — белка, отвечающего за толщину и упругость. Вместе с этим снижается выработка гиалуроновой кислоты, а также керамидов и липидов, образующих защитный барьер, — кожа стремительно теряет влагу и с трудом ее удерживает.
Снижается тонус стенок сосудов, нарушается питание тканей. Проблемы с сосудами часто приводят к розацеа — кожному заболеванию, которое сопровождается покраснениями и расширением мелких сосудов (они становятся визуально заметными).
Отдельный сегмент средств для женщин в менопаузе уже существует: это в основном уход за кожей, направленный на глубокое увлажнение, стимуляцию выработки коллагена и восстановление. Иногда это и товары категории sexual wellness: например, кремы для увлажнения вульвы и вибраторы. Самые известные бренды данной категории на сегодня: Womaness, State Of, Pause и Caire.
Важно понимать, что речь не столько о менопаузе, сколько о старении кожи. Ведь в первую очередь женщины приходят к косметологу, чтобы убрать признаки старения: пигментацию, дряблость, сухость, морщины. А последствия менопаузы накладывают свой отпечаток на работу косметолога.
«У женщин в менопаузе замедленные процессы регенерации кожи, и еще у них присутствует выраженный дефицит коллагена гиалуроновой кислоты. После серьезных процедур кожа может неадекватно восстанавливаться через пигментацию, рубцевание, истончение. Потому, если планируется SMAS-подтяжка лица или век, армирующие процедуры, также направленные на подтяжку, фототерапия на аппарате M22 или BBL, чтобы убрать сосуды и пигментацию, мы заранее активно готовим кожу курсом инъекционной коллагенотерапии и аминокислотной терапии. Создаем в тканях так называемое депо, из которого кожа будет брать резерв на восстановление», — объясняет Маргарита Резникова, косметолог-дерматолог и руководитель косметологического направления Beauty Club Lume21.
Очень сложный вопрос, ответить на который мы сразу предложили Людмиле Котовой
Врач-гинеколог клиники Юлии Щербатовой
«Раньше лечение менопаузы гормонами называли заместительной гормональной терапией — ЗГТ. Сейчас его правильно называть менопаузальная гормональная терапия — МГТ. Принимая МГТ, вы избавляетесь от приливов, сухости влагалища, ночной потливости, потери костной массы и риска переломов. Сон становится лучше, повышается качество сексуальных отношений и вообще качество жизни.
Но важно помнить, что МГТ должна быть назначена с осторожностью и пониманием того, как устроена и действует гормональная система. Потому что у лечения гормонами есть и обратная сторона. Например, риск образования тромбов, а значит, риск инсультов и инфарктов. Но это не повод для гормонофобии. В любом случае для каждой пациентки подбирается индивидуальное лечение, свой состав и дозировка гормонов, учитываются все индивидуальные риски и регулярно контролируются все важные показатели здоровья. Вот почему нельзя прописывать себе гормоны самостоятельно.
Лечение менопаузы гормонами назначается задолго до того, как прекратятся менструации. То есть относительно молодым и здоровым женщинам (не позже 55–56 лет) и здоровым женщинам, которых беспокоят симптомы менопаузы.
Лечение идет не до конца жизни: гормональные препараты можно принимать в течение 10–15 лет. То есть если вы начали принимать гормоны в 42 года, то примерно в 60 лет гинеколог лечение отменит.
Один из аргументов против гормонов — они вызывают рак. Здесь все неоднозначно. При МГТ используют два вида гормональных препаратов: комбинированные, которые состоят из эстрогена и гестагена, и монопрепараты, в состав которых входит только эстроген. Какой тип препаратов назначить пациентке, как я уже сказала, решает гинеколог-эндокринолог.
Основной риск, который связан с приемом и монопрепаратов, и комбинированных гормональных средств, — это риск рака молочной железы и рака эндометрия матки. Все потому, что эстроген стимулирует деление клеток молочных желез и матки. В том числе тех клеток, которые изменились и могут стать причиной онкологических заболеваний.
Поэтому есть простое правило: если рак груди был у кого-то из ваших ближайших родственниц (мамы или бабушек) или вы сделали генетический тест и обнаружили, что у вас есть мутация в генах BRCA1 или BRCA2, — вам лучше не принимать гормональную терапию.
Второе правило: никогда не принимайте гормональные препараты, не пройдя предварительное обследование у гинеколога-эндокринолога и не сделав маммографию.
Третье правило: если вам назначена МГТ, важно периодически проходить обследования у специалистов — маммолога и гинеколога. Так рекомендуют делать, например, Национальный институт рака США (National Cancer Institute), Национальный институт здоровья США (National Institutes of Health) и пациентская некоммерческая организация Breastcancer.org.
Что касается риска других онкологических заболеваний, то прием гормональной терапии на это никак не влияет. Поэтому, например, рака кожи, прямой кишки, легких можно не опасаться».
19.08.21, 12:06