В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга канадского врача-дерматолога Сэнди Скотницки «Бьюти-минимализм. Чем опасен гиперуход за кожей и что делать, чтобы не навредить себе». На ее страницах вы узнаете, почему не стоит усердствовать с количеством косметических средств. А мы публикуем отрывок о парфюмерных отдушках и ароматизаторах — наиболее аллергенных бьюти-ингредиентах.
Моя специальность — лечение кожных реакций. Этим я зарабатываю на жизнь. Кроме того, я постоянно тестирую пациентов на аллергии, преподаю в Университете Торонто, посещаю встречи и конференции, на которых обсуждаются самые передовые исследования. Также много информации я получаю из сведений, собранных Североамериканской группой по контактному дерматиту.
Итак, вот самые популярные, по данным NACDG (North American Contact Dermatitis Group. — Прим. ред.), аллергены, которые обычно содержатся в средствах по уходу за кожей. (Учитывая особенности косметической индустрии, список будет постоянно обновляться на сайте https://www. producteliminationdiet.com.)
Основные аллергенные компоненты в средствах по уходу за кожей:
<…> Аромат может быть и благословением, и проклятием, особенно если речь идет о косметике. Отличный запах способен сделать средство бестселлером и обеспечить компании, которая его производит, миллионные обороты. Вспомните, что вы обычно делаете, когда выбираете новое средство. Сначала рассматриваете упаковку, затем выдавливаете немного продукта на тыльную сторону ладони и нюхаете. Неважно, что это: увлажняющий крем, гель для век, шампунь или очищающее средство. Купите ли вы продукт или оставите на полке, зависит от того, понравится ли вам аромат.
Проблема в том, что запах, благодаря которому продается средство, способен вызывать кожные реакции. Скажу даже вот как: благодаря ароматизаторам — уникальному по широте источнику как аллергических, так и раздражительных кожных реакций — у меня есть работа.
У ароматов, или парфюма, древняя, сложная и интересная история. Она началась тысячелетия назад, когда первые химики стали обрабатывать растения с помощью пресса или водяного пара и таким образом получать эфирные масла. Чтобы наполнить пространство ароматом, масло поджигали. Отсюда и появилось слово «парфюм»: per в переводе с латыни означает «через», а fumus — «дым». То есть парфюм буквально переводится как «через дым».
Сегодня парфюмерное производство — это огромный бизнес. «Средство для волос, которое прочно ассоциируется с устойчивым ароматом, является чем-то вроде Священного Грааля для косметических компаний», — отмечает парижская журналистка Эми Вернер.
Вернер поясняет: та область мозга, что обрабатывает сенсорную информацию, участвует и в формировании значимых воспоминаний. Запах детского шампуня Johnson & Johnson у многих вызывает ощущение тепла и уюта, а все потому, что навевает воспоминания о детстве.
Плохо то, что ароматические вещества зачастую являются провокаторами. Те же соединения, что стимулируют обоняние, способны вызвать реакцию у иммунной системы. Возьмем, к примеру, экстракт дубового мха, который благодаря «глубокому, резкому, темному аромату, словно переносящему вас в чащу леса», использовался в качестве основы для такого известного парфюма, как Drakkar Noir. В 2003 году Международная ассоциация парфюмерии и ароматических веществ (IFRA), организация, курирующая парфюмерную промышленность, рекомендовала не использовать дубовый мох, поскольку его компоненты могут вызывать аллергические кожные реакции у небольшого процента людей. Для отрасли это стало настоящим потрясением.
По разным оценкам количество отдушек, задействованных в косметической и парфюмерной индустрии, варьируется от 3000 до 5000. Так или иначе, но их много, к тому же они присутствуют практически в каждом продукте — от явно ароматизированных дезодорантов до, казалось бы, совсем безобидных косметических средств.
Новые ароматические вещества разрабатываются постоянно. Парфюмерная химия становится все сложнее, из-за чего у чувствительных к отдушкам людей возникает все больше проблем. Сейчас ученые, по сути, имеют возможность воссоздавать любой запах — какой захотят. Технология, известная как парофазный анализ, позволяет захватывать молекулы воздуха, окружающего источник интересующего аромата, например цветка или мускусной железы животного. После анализа и копирования полученных соединений запах можно «поместить» в любой продукт — от увлажняющего крема до парфюмированной свечи.
Отдушки стали и гораздо устойчивее. За последние десятилетия химики, которые занимаются смешиванием ароматических молекул, усовершенствовали механизм распространения запаха: технология инкапсуляции позволяет поместить часть молекул душистых веществ в микрокапсулы. Инкапсулированные ароматические молекулы содержатся во многих средствах наряду с обычными соединениями. Аромат «свободных» веществ можно почувствовать сразу, а инкапсулированный дожидается определенного «сигнала». Если раньше запах бальзама для волос выветривался сразу после их сушки, то теперь он может держаться несколько дней, а белье способно сохранять аромат средства для стирки неделями. «Сигналом» для высвобождения молекул из капсулы становятся трение, свет, изменение температуры, появление пота или другой жидкости. Здорово, что человек может ощутить ментоловый привкус каждый раз, когда облизывает губы, даже если после нанесения бальзама прошло несколько часов. Но это становится большой проблемой для чувствительных к отдушкам людей.
Еще одна неприятность состоит в том, что косметическая продукция с маркировкой «без запаха» на самом деле содержит отдушки. Подразумевается, что такие средства не пахнут, однако ароматические вещества, маскирующие химический запах других компонентов, в них есть. И только те продукты, на которых есть маркировка «без отдушек» или «без ароматизаторов», действительно не должны содержать душистых соединений. Между тем, даже несмотря на такие, ранее казавшиеся дерматологам полезные маркировки, многие изготовители включают в состав средств растительные экстракты с запахом и другие ароматические молекулы.
Вот один из примеров. В течение многих лет одной из моих любимых косметических линеек для пациентов с чувствительной кожей была Cliniderm, в которую входил чудесный шампунь без отдушек и растительных компонентов. Затем в 2010 году материнская компания Cliniderm была приобретена крупной (с капитализацией $1 млрд) международной корпорацией Sanofi. Спустя некоторое время ко мне стали приходить пациенты с реакцией на продукты Cliniderm.
«Странно, — думалось мне, — ведь Cliniderm не содержит отдушек. Не должно быть такой реакции».
Но я все-таки решила проверить состав шампуня. Как оказалось, он изменился. Производитель добавил туда лаванду, лимон, лайм, розмарин и апельсин. Подобно многим пациентам он мог решить, что благодаря своему натуральному происхождению эти вещества подходят для использования в средствах по уходу за кожей. Новые ингредиенты придали шампуню аромат, однако, будучи растительными экстрактами, к отдушкам не относились. То есть в составе средства для волос появились способные вызывать реакции ароматизаторы, при этом технически оно все еще было «без отдушек».
Случай демонстрирует, насколько мощным инструментом торговли является аромат. Настолько мощным, что такая умная компания, как Sanofi, рискнула отличительной чертой бренда Cliniderm — отсутствием отдушек. В шампунях и многих других средствах личной гигиены аромат может стать залогом высоких продаж.
Теперь, понимая, насколько сильным аллергеном способен быть ароматизатор, вы наверняка решите изучить состав своих средств по уходу за кожей. Задача может оказаться непростой: на упаковках многих продуктов могут фигурировать неуточненные формулировки типа «отдушки» или «ароматизаторы». Подобный подход усложняет жизнь тем, кто чувствителен к определенному ароматизатору: ведь одно-единственное слово «отдушки» может подразумевать наличие дополнительных 20 — 30 компонентов. И кто знает, есть ли среди них тот самый аллерген? В итоге многие пациенты вынуждены полностью отказаться от применения продуктов с душистыми и растительными компонентами. После того как реакция проходит, они могут снова ввести ароматизированные средства в свой обиход.
Компании избегают конкретики, потому что ароматы являются объектами их интеллектуальной собственности. <…> Тем не менее в некоторых регионах, в частности в Европе, законодательство, касающееся ароматических веществ, становится более адекватным, что способствует улучшению ситуации и в Северной Америке. В 2005 году в ЕС был составлен список из 26 молекул душистых соединений, которые с наибольшей вероятностью приводят к аллергическим реакциям. Производители косметики, которая реализуется на территории Европы, обязаны явным образом заявлять о наличии в составе своих средств любого из 26 веществ, если в несмываемых продуктах, например в увлажняющем креме, концентрация потенциального аллергена превышает 0,001%, а в препаратах, нуждающихся в ополаскивании водой, скажем в шампуне, она выше 0,01%. В США и Канаде ничего подобного пока не происходит, однако многие североамериканские компании начали соблюдать европейскую директиву, поскольку экспортируют продукцию в ЕС.
Прежде чем перейти к списку 26 наиболее аллергенных ароматизаторов, сделаю еще одно замечание. Скажем, у вас аллергия на один из них, допустим, на тот же линалоол. Если он входит в состав включенного в продукт натурального ингредиента, изготовителю не нужно явно указывать его. Например, масло лаванды, чайного дерева или мяты перечной содержит линалоол. Оставаясь в рамках правил ЕС, производители могут просто упомянуть эфирное масло, но без указаний на содержащийся в том линалоол. Именно поэтому есть смысл попытаться как можно больше узнать о различных компонентах натуральных ингредиентов. Читайте дальше!
Первоначальный список из 26 аллергенов-отдушек
В Европе в списке ингредиентов под формулировкой «ароматическая добавка» или «отдушка» не могут быть скрыты перечисленные ниже вещества. Напротив, поскольку они считаются возможной причиной аллергических реакций, производитель обязан отдельно указать каждое из них:
Интересно, что в 2015 году ЕС пересмотрел список. Для использования в косметике были запрещены три ароматические молекулы: две из них — это атранол и хлоратранол, входившие в дубовый мох, третья — гидроксиизогексил-3-циклогексен-карбоксальдегид, известная по аббревиатуре HICC и торговому названию Lyral. Кроме того, ЕС призвал добавить к обязательным к упоминанию ингредиентам еще около 90 душистых соединений. Примерно треть этих веществ — натуральные экстракты.
19.11.20, 12:17
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7