Что носят сами тату-мастера и почему татуировка что-то кому-то должна, мы узнали у татуировщиков, мнению которых доверяем (и даже носим их работы сами).
Тату-мастер из Москвы и владелец собственной студии в своих работах делает упор на историю и культуру в совмещении с повседневными вещами. Из этого рождается стилистическая эклектика.
Мода в татуировке — понятие субъективное, поэтому за тенденциями я не слежу. Владельцу татуировки придется ходить с ней всю жизнь, и решение о том, что именно он будет носить, не должно быть продиктовано модой. Татуировка — это просто татуировка, в первую очередь она делается для вас. Бывает, что в юности мы хотим агрессии и брутальности, а спустя несколько лет понимаем, что нам и без нее неплохо живется.
Сам я ношу довольно много хороших татуировок от известных мастеров, которые мне нравятся, хотя есть и менее удачные примеры. Я скорее отношусь к себе как к «рабочему материалу», поэтому меня больше волнует то, что делаю людям я, нежели то, что они видят на мне.
Относительно историй и значения моих татуировок — по ним можно заметить мою любовь к иронии. Я хорошо знаком с культурой американской традиционной татуировки, которая полна сюжетов с юморком. Поэтому на мне много легкой винтажной «похабщины», а также сюжетов на тему man’s ruin. В них изображено то, что губит нас, мужчин, даже сегодня: алкоголь, азартные игры. Самой значимой на себе считаю мемориальную татуировку, посвященную близкому человеку. Это крест с лентой, цветами и надписью «in memory of...» в стиле американской традиционной татуировки. Для меня это некая дань уважения и любви, сделанная просто и без пафоса. Вместо мужских слез.
В последнее время мне приходится много работать с серьезными шрамами, и получается успешно. Это могут быть шрамы после кесарева, рака груди, пластических операций, от ожогов. Работа сложная, дорогая и довольно долгая в силу специфики травмированной кожи. Но результат всегда нравится носителю, потому что позволяет чувствовать себя увереннее, принять себя.
Как и в любой профессии, у тату-мастеров есть список вопросов, которые чем дальше, тем больше раздражают. У меня это вопросы касательно цен (точнее, вопросы, связанные с недовольством стоимостью), ведь цена работы — это опыт, годы обучения и постоянной практики, а также вещи, связанные с безопасностью клиента. Есть интересная история про Пикассо и салфетку, смысл ее в том, что, если художник реализовал что-то за пару минут, за этим всегда стоят годы практики, а значит, результат должен цениться исходя из этих лет, а не затраченного на работу времени.
Основательница студий Vivo Tattoo в Москве и Санкт-Петербурге — первооткрыватель направления мини-тату в России. Процесс татуировки сопровождает медитацией.
Совершенно точно в последние несколько лет тату-мир захватили маленькие татуировки. Думаю, произошло это в том числе благодаря нашим студиям, так как три года назад, когда я только начинала, мини-тату еще не выделяли в отдельное направление. Найти их можно было только в Корее, Китае, может, еще в Америке, но и там они не сильно выделялись на фоне остальных татуировок.
Свою собственную первую тату я сделала почти в 19 лет, это был цветной хамелеон на ноге. Мне очень повезло с мастером и с самой татуировкой. К счастью, она не стала для меня портаком и я не хочу от нее избавляться. Потом мои татуировки были большими: на бедрах, на спине. На спине она не совсем осознанная, мне не нравится расположение, поэтому сейчас я ее удаляю.
Последние несколько лет я делаю для себя работы меньшего размера. Например, у меня есть исчезающая мандала на ребрах, ее сделал мой муж, как и почти все остальные. А одна из любимых — слово «Еnergy» на запястье, его я сделала во время медитации на сеансе. Эта татуировка в трудные моменты говорит мне, что у меня много энергии, что я сама являюсь ее генератором.
Еще две любимые татуировки на кистях рук: «good day» с одной стороны и «best life» с другой. Это тоже такие маленькие якоря, напоминающие о том, что я сама делаю свою жизнь и что жизнь будет классной и успешной, если каждый день будет хорошим. Поэтому по утрам я настраиваюсь: сегодня будет замечательный день, я сделаю хорошим людям татуировки, которые принесут им много счастья.
Должна ли тату что-то значить? Я считаю, что татуировка должна иметь какое-то значение для человека. Он может скрывать это от других, говоря «она ничего не значит», но в большинстве случаев у татуировки есть подтекст. Сейчас, в эпоху осознанности, с помощью татуировок можно менять жизнь к лучшему — добавлять мотивации, уверенности в себе, запечатлеть какие-то важные моменты.
Но прежде всего тату — это аксессуар, и как раз мои маленькие тату являются аксессуарами на теле человека. Мои собственные татуировки не всегда что-то означают. К примеру, белое сердечко на безымянном пальце левой руки ничего не значит, но я его люблю и называю «тату для бабушки», потому что моя бабушка против татуировок, а белую она просто не заметит.
Меня не бесят вопросы, которые постоянно задают тату-мастерам, я всегда провожу экскурсии по студии и подробно рассказываю про стерильность, безопасность. Однообразные запросы тоже не раздражают: могу спокойно сделать десять сердечек подряд.
Единственный вопрос, который вызывает недоумение: «Как можно быстро удалить татуировку?» За этой фразой кроется не желание узнать, а неосознанный подход к процессу. Если вам действительно нужна татуировка, вы вряд ли заранее начнете думать о том, как от нее избавиться.
Выделить какие-то особенные случаи из моей практики сложно, потому что каждая татуировка, которую я делаю — особенная. Люди рассказывают мне свои истории, я понимаю, что именно эта татуировка, которую они сейчас делают, будет значима для них, изменит их жизнь в лучшую сторону.
Часто ко мне приходят в переломные моменты — например, когда человек уволился или, наоборот, устроился на работу, уехал путешествовать или полностью поменял свою жизнь. Эти события люди закрепляют с помощью мини-тату. Люди приходят ко мне с чистыми намерениями, мы медитируем, я рассказываю, как пользоваться татуировкой, о чем нужно думать во время процесса, мы настраиваемся на одну волну. Именно поэтому все мои сеансы и татуировки неординарные.
Мастер санкт-петербургской студии художественной татуировки Pakhanoff Tattoo Art делает черные работы в своем особом стиле так, что даже кости и черепа не выглядят агрессивно.
Мне кажется, самый распространенный мотив в татуировке — цветы. Прежде всего это модно, к тому же цветы всегда были, есть и будут. А что касается смысла, уже мало кто считает, что в татуировках он должен быть. Да, для некоторых они действительно что-то значат и с чем-то связаны, но большинству людей в первую очередь нравится то, как рисунки выглядят на теле. Всё просто.
У меня все татуировки черные. Животные, насекомые, птицы, яблоко, веточки малины и оливы, лист рябины — я просто делаю то, что нравится, не вкладываю в рисунки глубокий смысл. Правда, на левой ноге у меня есть два попугая-неразлучника, и эта татуировка очень дорога мне, связана с моими взглядами на жизнь и отношениями с людьми. Хотя опять же в первую очередь мне просто нравятся птицы и конкретно эти попугаи. Они красивые.
Еще у меня на ноге есть маленький олень с крыльями цикады. Когда нарисовала эту картинку, не могла понять, хочу видеть такое на своем теле или просто хочу иметь такую работу в портфолио, то есть сделать кому-то. В итоге решила нарисовать еще один эскиз — зайчика с крыльями — и выбрать, какое из животных окажется на мне, а какое достанется другому человеку. В итоге на мне живет олень, и я с тех пор рисую животных с крыльями цикад.
А вообще у меня процесс работы спокойно и гармонично идет. Помню, одна девушка так волновалась и боялась боли, что чуть не потеряла сознание еще до начала сеанса — но обошлось. Я сама часто падаю в обморок, поэтому знаю, как себя вести и что делать в таких ситуациях. В итоге татуировку мы сделали, оказалось, это совсем не так больно и страшно, как можно представить.
Работы мастера московский студии Redrum легко узнать по стилю: графика, реализм, миниатюра, примитивизм.
На мой взгляд, мода на татуировки зависит от социальных сетей и тенденций, которые они диктуют. Многие клиенты и знакомые мастера вдохновляются работами со всего мира, но по-прежнему круто бить татуировки в традиционном стиле и его ответвлениях. А если говорить о чем-то свежем, то люди сейчас влюбляются в отдельных художников, а, например, одна работа может образовать целый жанр.
У меня самого сделан блэкворк (стиль в татуировке, при котором большая площадь кожи забита черным цветом. — Прим. BURO.) на левой руке, на месте которого раньше была каша из абстракции. Думаю, это самая запоминающаяся татуировка на мне. Недавно доделал «штанину». А так очень люблю набивать себе логотипы музыкальных групп, какие-то фрагменты, связанные с кино. Вообще, татуировки на мне простые, почти все укладываются в час работы. Больше часа — уже больно.
Что касается глупых вопросов от клиентов, могу сказать, что несколько лет назад их была тьма, а сейчас не могу ничего вспомнить. Думаю, люди уже сами отлично разбираются в процессе, потому что индустрия растет. Сейчас ко мне редко приходят за первыми татуировками.
Мастер-художница из Москвы работает фрихэнд и любит необычные места для тату. Ее стиль — тонкий, нежный, воздушный.
Что сейчас модно в татуировке? Прежде всего быть индивидуальным, а вот самим рисунком уже никого не удивишь. Так вышло, что 99% моих клиентов — творческие люди и работа с ними вообще отдельный вид наркомании. Обожаю их идеи, с огромной радостью становлюсь их исполнителем. Иногда достаточно пары слов — и мы оба уже понимаем, что сейчас будет что-то крутое, что-то именно про и для тебя. Для меня это и есть мода — быть собой.
Вы удивитесь, но у меня нет ни одной татуировки. Кажется, я настолько проживаю каждую свою работу на другом человеке, что на себе уже и запечатлеть нечего, все останется внутри. Помню, ценю и люблю каждую! Для меня это скорее обратный способ общения с миром — мои следы на нем, не его следы на мне.
По поводу значения татуировок мне нравится думать, что никто никому ничего не должен. Однако для многих татуировки действительно несут некий посыл, служат напоминанием, мотивацией, символом чего-то важного. Формулировка «Господи, ну это же просто очень красиво!» тоже вполне убедительно звучит для меня, хоть я и люблю анализировать и отговаривать.
Обожаю перекрывать старые татуировки — это каждый раз что-то особенное. Никогда до конца не понимаешь, с какими сложностями можешь столкнуться, и это придает работе шарма и волшебства. В 90% случаев моя работа — фрихенд: рисуем сразу на теле, поэтому даже для меня всегда присутствует элемент сюрприза в финале.
Однажды ко мне пришла прекрасная нимфа со своей историей: были татуировки, решила их свести, в итоге огромные келоиды после нескольких сеансов лазера. Сначала пришлось поработать со шрамами — походы к дерматологу, уколы, шлифовка. Но в итоге перекрыли все прекрасными цветами.
И вот это чувство мало с чем сравнимо — когда видишь, как искрятся глаза при виде результата. Когда понимаешь, что вот сейчас благодаря тебе в мире одним счастливым человеком стало больше. После этого случая, кстати, никому и никогда не советую сводить татуировки! Перекрыть можно практически всё, но лучшее трижды подумать, прежде чем делать первую.
Вопросы на сеансах задают разные, и с опытом как-то спокойно начинаешь реагировать на любые. Если у человека тату будет первой, вполне ожидаемы вопросы, порой смешные. Но человек имеет право не знать чего-то, с чем никогда не сталкивался, и наш долг ему рассказать — что, где, когда и почему. За восемь лет работы меня откровенно поразил только один вопрос: «Какова вероятность через татуировку заразиться раком крови?». Думаю, не стоит объяснять, почему я удивилась.
Другие истории
Подборка Buro 24/7