До того как в мире объявили пандемию, главным пунктом бьюти-повестки была осознанность: сокращение косметического шопинга, сдача пустых флаконов на ресайкл, отказ от одноразовых ватных дисков, палочек и салфеток. За последние пару месяцев ситуация резко изменилась. Работая на удаленке, мы чаще пользуемся тканевыми масками, ведь в помещениях очень сухой воздух. А влажные салфетки скупаем упаковками. Мало того, к ним добавилось обязательное ношение защитных масок и перчаток на улице.
Да и в целом забота об экологии у многих отошла на второй план: беспокоясь о здоровье своем и близких, меньше думаешь об окружающей среде. Основной задачей становится элементарное выживание — сохранение работы, эмоционального ресурса. Сил хватает лишь на необходимую рутину, в которую не всегда входит раздельный сбор мусора.
Правда, есть и хорошие новости: углеродный след стал следом человеческих ног, ведь все чаще курьеры доставляют нам покупки, передвигаясь пешком, на велосипедах и самокатах. В сфере бьюти тоже не так все грустно, как кажется. Маски масками, но опыт прошлых лет дал понять: потребительское отношение к природе ушло безвозвратно. Так, к 2025 году концерн L’Oreal обязуется выпускать всю продукцию в экофрендли-упаковке, которую можно переработать или применить заново. Похожий план у компании Unilever, чьим обещанием стало к 2025-му сократить использование пластика на 50%.
Кстати, а как оценивают нынешнюю ситуацию эксперты? По их мнению, нанесла ли пандемия урон бьюти-осознанности? Затопят ли нас отходы в виде использованных масок и перчаток? Вот что говорят специалисты.
Генеральный директор Reed Exhibitions Russia, организатора выставки косметики InterCHARM
На вопрос урона для экологии надо смотреть комплексно: углеродный след должен был снизиться, ведь авиакомпании сократили перелеты, а многие предприятия встали. В Лондоне на время карантина, например, сокращение углеродных выбросов сократилось на 60%. С другой стороны, объем доставок интернет-магазинов зашкаливал по всему миру.
Тем не менее бьюти-сфера — не главный виновник в экологической ситуации. И даже если мы начали меньше говорить о переработке и раздельном сборе мусора, это не значит, что компании свернули стратегические планы. COVID-19 дал серьезный повод концернам задуматься об экологии не только окружающей среды, но и своих организаций. Давление общества на крупные ТНК не увольнять сотрудников, перечислять средства на борьбу с ковидом — важнейший шаг в экологии взаимоотношений.
Да, в эти два месяца мы были вынуждены изменить привычное потребительские поведение. Покупать не то, что хотелось бы, а то, что доступно. Поэтому не всегда удавалось выдерживать экологическую повестку. Но важно понимать, что, если у человека были экологические привычки, вряд ли они исчезли. Карантин стал временем, чтобы получить информацию, сформировать вдумчивое потребление, сформулировать правильный уход и увидеть количество мусора, которое мы производим.
Как можно улучшить ситуацию с утилизацией пустой упаковки косметики? Например, у Librederm серьезная инициатива с рефиллами. Было бы интересно, если крупные парфюмерно-косметические сети начали бы принимать упаковку от косметики, сами ее сортировали и отправляли на утилизацию. А покупателям давали бонусы, стимулируя правильное поведение.
Кстати, именно во время карантина три крупнейшие ТНК продемонстрировали свои экологические новинки в плане упаковок.
Пресс-секретарь благотворительного экопроекта «Собиратор»
Насколько сильный урон экологии нанесут два-три месяца карантина, однозначно сказать нельзя, потому что автомобильных выбросов стало меньше, а мусора больше. Конкретно бьюти-сфера стала образовывать меньше отходов. Салоны закрыты, а значит, на свалки ежедневно не выбрасывают миллионы одноразовых салфеток, пилочек и других расходников. Хотя в целом осознанность в сфере красоты не слишком развита. До пандемии в «Собиратор» приходили владельцы бьюти-бизнеса, но их мало.
Скорее всего, бизнес сейчас думает о выживании, а не о стратегии по устойчивому развитию. Движение в сторону устойчивости — медленный процесс, и скорость зависит также от клиентов, которые придут со своим маникюрным набором, многоразовыми бахилами и спросят: «А где у вас тут контейнер для пластиковых бутылок?» Возможно, из-за кризиса бьюти-индустрия перейдет на многоразовые предметы, это экологично и экономически выгодно.
В период карантина появились экологические антитренды. Одни девушки начали клеить искусственные ногти на перчатки, другие надевают средства индивидуальной защиты ради фото в инстаграме. Еще стало модно расхламлять пространство — это хорошо, но многие бездумно выбрасывают одежду, обувь, посуду в помойку. Поняв, что люди сейчас «обнуляются», мы в «Собираторе» запустили «Экомарафон» по экологичному расхламлению.
Положительные бьюти-тренды тоже есть. Мода на натуральные ногти началась до эпидемии, но самоизоляция сделала шеллак, гель-лак и акрил еще менее актуальными. Люди обратили внимание на естественный вид и уход, на DIY-средства косметические и бытовой химии. Еще один тренд — спорт в домашних условиях. Многие привыкнут заниматься вне спортзала и откажутся от покупок абонементов. В этом есть неочевидный плюс для планеты: беговая дорожка потребляет около 650 Вт энергии и производит около 1 кг CO₂ за получасовую тренировку.
Если говорить о влажных салфетках и тканевых масках, они изготовлены из смеси синтетической целлюлозы и пластиковых волокон (полиэфир или полипропилен), пока их не перерабатывают. Переработкой защитных масок и перчаток в России тоже никто не занимается, хотя теоретически такое возможно после обеззараживания. Сейчас есть два варианта обращения с медицинскими отходами: выбросить в мусорку; сдать в спецорганизации на обезвреживание (хотя организаций, работающих с физическими лицами, крайне мало в нашей стране). Оба способа не самые экологичные, но это лучше, чем бесконтрольно разбрасывать маски везде. Уверены, что ситуация улучшится, если обращать внимание властей на проблему сбора медицинских отходов от населения.
Экоблогер
Самые распространенные отходы сейчас — одноразовые маски и перчатки. Недавно я писала в блоге об ущербе, который карантин наносит экологии, и подсчитала, сколько СИЗ (средств индивидуальной защиты) будет выброшено, если с 12 мая на работу выйдут сотрудники промышленных и строительных предприятий. По данным Экономического штаба города, в промышленности трудится 200 тысяч человек. Если каждый из них будет (как полагается) использовать две-три пары СИЗ, то на свалках окажется ≈16,8 млн штук неперерабатываемых отходов. Это примерно 25,2 т СИЗ, «всего лишь» одна фура. А что будет, когда на работу выйдут все работающие москвичи? А вся Россия?
Также в период изоляции многие начали разбирать косметику, шкафы с одеждой, аптечки и бездумно выкинули ненужное. А ведь одежду и некоторую упаковку можно сдать на переработку. Но у нас все еще считают, что переработка в России — миф, мусороперерабатывающих заводов нет. Они есть. Только сырья не хватает, и эти заводы стоят незагруженные. С лекарствами нужно заморачиваться, их нельзя просто так выбросить, а специальных контейнеров нет. В Москве медикаменты можно сдать платно: компания «Управления отходами» за 200 ₽/кг принимает лекарства на утилизацию. В регионах, скорее всего, и этого нет.
Если говорить о бьюти-продуктах, то на пике спроса сейчас влажные салфетки, бесполезное и опасное для экологии изобретение. Бесполезное, потому что для защитного эффекта такой продукт должен содержать более 60% спирта. У всех салфеток, которые я видела в магазине, на первом месте вода, зачастую спирта в составе вообще нет. Влажные салфетки не подлежат переработке и не разлагаются в природе, так как сделаны не из хлопка или целлюлозы, а из «нетканого волокна» — полимерного, иными словами. Из этого же материала делают маски для лица, которые сейчас популярны, но это история только про релакс, реальной пользы от масок мало, а мусора много.
Есть еще гидрогелевые маски на основе каррагинана (производное из водорослей). В отличие от нетканого материала, они растворяются в воде и разлагаются. Но в таких масках чаще есть пластиковая пленка.
Как можно прямо сейчас улучшить ситуацию с утилизацией пустой упаковки косметики? Например, так.
Наверное, это странно звучит, но карантин принес нам и пользу. Как известно, в основе осознанного потребления лежит принцип трех R:
перерабатывать
использовать повторно, чинить
сокращать потребление
Сейчас эти R отлично прослеживаются в нашем поведении. Сидя дома, люди увидели реальное количество отходов — и начали их сортировать. Обнаружили количество ненужных вещей — задумались о сокращении потребления. Закрылись сервисы по ремонту и появилось свободное время — стали чинить вещи, перешивать одежду, использовать подручные материалы.
Плюс к этим трем R добавились еще два: Refuse (откажись) и Repair/Restore (восстанови). К сожалению, Refuse получился потому, что у многих стало меньше денег на покупки. А Repair/Restore связан с психологией: мы видим, что мир рушится, и хотим восстановить его. Многие организовали дома сады, стали жертвовать в природоохранные организации.