«Нет, я не дам тебе мою игрушку! Нет, я не хочу есть овощи», — маленькие дети совершенно без проблем говорят слово «нет». Но на пути к взрослению мы теряем эту способность, а если и произносим, то зачастую это вялое «нет», которое никто не воспринимает всерьез.
Становясь старше, мы все чаще говорим «да» событиям, в которых не хотим принимать участие; делаем одолжения, которые делать не хотим; соглашаемся встречаться с людьми, которые нам неприятны; ходим на работу, которую терпеть не можем.
Как же так получается, что многие из нас не могут отказать? Неспособность говорить «нет» привязана к стремлению получить одобрение со стороны окружающих. Желание угодить или завладеть хорошим расположением людей приходит, как правило, из детства.
Иногда родители неосознанно влияют на развитие этого качества у своих детей. Вот несколько сценариев, провоцирующих желание понравиться любой ценой.
○
Слишком жесткие правила дома, когда ребенок получает вознаграждение и внимание, только если добивается поставленной родителем задачи. А если с задачей не справился — наказан либо видит разочарование.
○
Родители непостоянны в своем взаимодействии с ребенком: то ведут себя мягко и по-доброму, то жестко и агрессивно. У ребенка появляется желание подчиниться во избежание риска получить наказание или быть отверженным.
○
Взрослые не обращают на ребенка внимание: например, у родителей сложные отношения друг с другом, они находятся в стрессе или в депрессивных состояниях. В этом случае ребенок учится подстраиваться под потребности родителя, вместо того чтобы оказаться еще одной причиной для стресса.
○
Родители проецируют неразрешенные проблемы со своими родителями на детей.
○
Родители не любят себя и возлагают чрезмерную ответственность на детей, чтобы компенсировать эту нелюбовь, таким образом ставя задачу, чтобы «родителю было хорошо».
○ Слишком жесткие правила дома, когда
ребенок получает вознаграждение и внима-
ние, только если добивается поставленной
родителем задачи. А если с задачей не спра-
вился — наказан либо видит разочарование.
○ Родители непостоянны в своем взаимодей-
ствии с ребенком: то ведут себя мягко
и по-доброму, то жестко и агрессивно.
У ребенка появляется желание подчиниться
во избежание риска получить наказание
или быть отверженным.
○ Взрослые не обращают на ребенка внима-
ние: например, у родителей сложные отно-
шения друг с другом, они находятся в стрес-
се или в депрессивных состояниях. В этом
случае ребенок учится подстраиваться
под потребности родителя, вместо того
чтобы оказаться еще одной причиной
для стресса.
○ Родители проецируют неразрешенные
проблемы со своими родителями на детей.
○ Родители не любят себя и возлагают
чрезмерную ответственность на детей,
чтобы компенсировать эту нелюбовь, таким
образом ставя задачу, чтобы «родителю
было хорошо».
Есть и другие причины: культурологические, религиозные либо экономические, связанные с тем, что ребенок видит, как мама и папа вынуждены подстраиваться под начальника, чтобы заработать.
Отношения, которые вы строите, не будут приносить удовольствие. Казалось бы, если вы постоянно соглашаетесь с партнером, то должны получать удовольствие, ведь партнер доволен. Но если долго наступать себе на горло, будет расти недовольство и собой, и человеком, для которого вы это делаете. Результат — агрессивное поведение по отношению к близкому человеку, из-за того что вы соглашаетесь против своей воли. Выход — честно обсудить свои чувства относительно какого-то действия, просьбы, планов.
Еще одно из следствий стремления всегда говорить «да» — панические атаки. Дела, которые мы делаем, потому что не можем от них отказаться, отдаляют нас от дел, которые хочется делать для себя. А чем дальше мы от собственных интересов, тем большую панику испытываем по причине нехватки времени на решение собственных задач.
Соглашаясь тратить свой ресурс на нужды других, мы испытываем стресс. Вроде бы а что тут такого: делая хорошо окружающим, мы получаем признание и благодарность. На самом же деле чем больше времени мы тратим на других, тем меньше остается на себя и на то, от чего получаем удовольствие. Вскоре обычный стресс перерастает в хронический.
А это прямая дорога к депрессии. Ведь если постоянно отвечать на запросы окружающих, снижается самоощущение и самооценка. На продолжительном отрезке времени все это приводит к депрессивным состояниям, поэтому важно обращать внимание на собственные желания.
Отказ делать что-то сообщает окружающим о вашем умении сделать выбор, о способности четко определить свои границы. Так, вполне разумно сказать «нет» на просьбу подписать документ, за который вам потом придется нести ответственность; отказаться вступить в организацию, чьи интересы не совпадают с вашими; написать «спасибо, но нет» в ответ на приглашение на мероприятие, нарушающее ваши планы.
НЕСОГЛАСИЕ ПОМОГАЕТ ВАМ НЕ ТЕРЯТЬ ФОКУС, НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЛЮДЯМ МАНИПУЛИРОВАТЬ ВАМИ РАДИ СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЫ.
Считается, что на слово «нет» люди реагируют сильнее и негативнее, чем на положительный ответ. То есть, отказывая, мы потенциально подвергаем риску отношения или вовлекаемся в конфликтную ситуацию. К примеру, если друг просит одолжить ваш велосипед, а вы отказываете, он почувствует ваше недоверие и может обидеться. Или, допустим, ваша подруга испекла пирог, а вы отказываетесь его попробовать из-за диеты — она расстроится. Конечно, в такие моменты хочется согласиться вопреки своим желаниям. Не делайте этого, как бы ни было тяжело. Помните: отказ — это соблюдение ваших границ и забота о вашем «я».
«ВАШЕ "НЕТ" ДЕЛАЕТ ВАШЕ "ДА" БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМ», — ГОВОРИТ ПРОФЕССОР ПСИХОЛОГИИ АДАМ ГРАНТ. ОТКАЗ ЗАСТАВЛЯЕТ ОКРУЖАЮЩИХ УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ВАМ И ВАШЕМУ ВРЕМЕНИ.
Для того чтобы отказ прозвучал увереннее, а пойти на этот шаг было легче, ответьте себе на следующие вопросы:
○
Есть ли у меня время, энергия, деньги для выполнения данной просьбы в данное время?
○
Хочу ли я делать то, о чем меня просят?
○
Добавит ли данное действие что-то значимое, важное в мою жизнь?
○
Совпадает ли то, о чем меня просят, с тем, что я считаю правильным? Не нарушаю ли я свои принципы, согласившись выполнить просьбу?
○
Говорю ли я «да» просто потому, что мне страшно сказать «нет»?
○ Есть ли у меня время, энергия, деньги для
выполнения данной просьбы в данное
время?
○ Хочу ли я делать то, о чем меня просят?
○ Добавит ли данное действие что-то
значимое, важное в мою жизнь?
○ Совпадает ли то, о чем меня просят, с тем,
что я считаю правильным? Не нарушаю
ли я свои принципы, согласившись выпол-
нить просьбу?
○ Говорю ли я «да» просто потому, что мне
страшно сказать «нет»?
Если ваш ответ на любой из этих вопросов подсказывает, что нужно отказаться, действуйте соответственно. И помните: существует множество мягких, необидных формулировок для отказа.
○
«Спасибо, но это не для меня».
○
«Спасибо, но я, к сожалению, не могу этого сделать».
○
«Это прекрасное предложение, но я уже занята в этот день. Может быть, получится в другой раз»
○
«У меня, к сожалению, сейчас не получится сделать то, что вы просите. Но мы можем договориться позже».
○
«Извините, у меня уже есть другие планы».
○
«Мне кажется, что я не лучший кандидат для выполнения этого поручения».
○
«Извините, я не смогу вам помочь, но мне кажется, что у вас и так все получится».
○ «Спасибо, но это не для меня».
○ «Спасибо, но я, к сожалению, не могу этого
сделать».
○ «Это прекрасное предложение,
но я уже занята в этот день. Может быть,
получится в другой раз»
○ «У меня, к сожалению, сейчас не получится
сделать то, что вы просите. Но мы можем
договориться позже».
○ «Извините, у меня уже есть другие планы».
○ «Мне кажется, что я не лучший кандидат
для выполнения этого поручения».
○ «Извините, я не смогу вам помочь, но мне
кажется, что у вас и так все получится».
Если вам пока сложно отказывать окружающим, выпишите эти фразы на стикер и почаще тренируйтесь их произносить.
03.08.21, 15:26