BURO. размышляет о перспективах и смысле тренда
В год осознанного потребления все заговорили о безводной косметике.
Потребители хотят видеть мир, который живет и процветает в будущем, а не истощенный, с исчерпанными ресурсами. Но они также хотят получать отличные продукты, поэтому стремятся покупать продукцию торговых марок, которые не только гарантируют высокое качество, но и помнят о нашей планете.
Белинда Карли,
директор Института личной гигиены
Многие марки стремятся сделать свою деятельность более экологически безопасной и не наносить вред окружающей среде, поэтому стал развиваться сегмент средств личной гигиены с безводным или сокращенным по количеству воды составом. Яркие примеры — уже существующие сухие маски, сухие шампуни, порошкообразные продукты, твердые сыворотки.
Особенности безводной косметики
Можно по-разному понимать, что такое безводная косметика.
Основная часть воды уходит именно на использование косметики
Это может быть косметика, в формуле которой нет воды — например, порошки, бальзамы, масла, мыло, а может, и та, при производстве которой используют мало воды — во время охлаждения, мытья.
В безводной косметике есть смысл, если мы говорим не про сами кремы, в которых есть вода, а об их производстве. Это действительно поможет экологии. Основная часть воды уходит именно на использование косметики. Мы тратим очень много воды, смывая, например, маску. Если мы говорим о косметике, в составе которой содержится вода, то ее сокращение не приведет к улучшению экологии, потому что количество воды там незначительное.
Адэль Мифтахова,
блогер и автор книги «Нормально о косметике»
Насколько все плохо
Шампуни, умывалки, кремы, лосьоны содержат в среднем такой процент воды.
мирового населения в 2030 году будут жить под угрозой водного дефицита
Эта проблема не может не беспокоить современных потребителей. Особенно это касается молодого поколения, для которого концепция бережливого потребления и забота об окружающей среде имеет огромное значение. Вода — основной источник сырья для косметической промышленности. Более того, в России, по правилам СанПиНа косметика должна изготавливаться на основе питьевой воды (2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды»). «Вода должна быть очищена от солей, примесей, бактериальной флоры, должна быть прозрачной, без цвета и запаха. Кроме того, следует учитывать и отходы от косметического производства, они также должны быть подвергнуты серьезной очистке, чтобы не засорять окружающую среду», — говорит Анна Дычева, генеральный директор Reed Exhibitions Россия, компании — организатора выставки красоты Intercharm.
Подвох — в производстве и потреблении воды людьми
Важно отметить, что иногда для производства косметики без воды тратится больше воды, как бы абсурдно это ни было. К тому же мы долго моемся, моем руки по 20 раз в день, еще столько же раз сливаем воду в унитазе.
Несоизмеримо большее количество воды может тратиться именно в процессе производства (например, для мытья оборудования), а также в процессе смывания бьюти-продуктов в специальных ванных. То есть можно выпустить твердый шампунь полностью без воды в составе, однако потратить большое количество при создании продукта и его использовании. Вот почему гораздо важнее уделять внимание сокращению количества воды в процессе производства бьюти-средств, а также экономному расходованию воды в душе. Также одно из направлений для развития — создание косметических продуктов, которые легче и быстрее смываются водой по сравнению с обычными.
Александр Стукалин,
директор по технологиям Natura Siberica
«Химические разработки последних нескольких лет, которые позволяют стикам увлажнять кожу (консистенция меняется благодаря температуре кожи), стали прорывом для поддержания концепции waterless. А также порошок-пена, который используется в различных умывалках, в основном в азиатских брендах. — рассуждает Анна Дычева. — Советую избегать ловушек — гидрозоли не заменяют воду, а твердое мыло требует смывания».
Марки, придерживающиеся безводной концепции
Пионер на рынке безводной косметики — Lush. Эта прогрессивная британская марка умудряется делать практически все в сухом или прессованном виде. В январе 2019 года компания Procter & Gamble объявила о запуске нового бренда бытовой химии и уходовой косметики — DS3, чья продукция будет «безжидкостной».
Корпорация Unilever также обеспокоена экологической обстановкой, поэтому запустила инициативу water-smart, в рамках которой выпускает специальную продукцию. Например, сухой шампунь для одежды Day2, ополаскиватель SmartFoam с минимальным количеством пены, которую практически не нужно дополнительно смывать водой.
Южнокорейская компания Amore Pacific поставила цель использовать 32 тонны дождевой воды в производстве.
Перспективы безводной косметики
Блогер Адэль Мифтахова говорит о том, что у любой идеи есть коммерческий успех, если сделать классную упаковку и нанять сильную команду по маркетингу и пиару.
«У безводной косметики довольно ограниченный функционал, потому что большинство ингредиентов должно растворяться в воде. То есть вместо условного крема бренд безводной косметики предложит порошок, масло или что-то в твердом виде — этим будет неприятно пользоваться. Возможно, в дальнейшем производитель что-то придумает, но пока я в этом не уверена. Мне не кажется, что безводная косметика заменит классическую полностью, потому что пока это просто невозможно», — считает эксперт.
Почти вся декоративная косметика — безводная
К тому же не все косметические продукты можно перевести в безводную форму. «Почти вся декоративная косметика — безводная, и в этом нет ничего непривычного. А вот сухие шампуни хоть и существуют, но используются, когда нужно очень быстро или в походных условиях привести себя в порядок, однако не могут на все 100% заменить обычные шампуни. То же самое с кремами — они могут быть полностью жировыми, однако такая консистенция подойдет далеко не всем», — дополняет Александр Стукалин.
Думаю, переход на безводную косметику будет поступательным и растянется на ближайшие 15–20 лет. И впереди будут Китай, Индия и США. У этих стран наибольшие проблемы с питьевыми водными ресурсами, поэтому развитие технологий будет там вестись наиболее активно.
Кстати, не стоит упускать из внимания тренд на персонифицированную косметику — он также в идеале должен бороться с кризисом перепроизводства и в моде, и в косметической индустрии, чтобы не растрачивать много ресурсов зря, а производить только то, что подходит потребителю.
Анна Дычева,
генеральный директор Reed Exhibitions Россия, компании — организатора выставки красоты Intercharm
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7