«Натуральных ингредиентов практически нет нигде»
Рассказываем, как обезопасить себя от вредной косметики и как в разных странах регулируют соблюдение качества ее производства
Европа
В странах Евросоюза запрещено или ограничено производство более 1400 косметических ингредиентов. Если учитывать, что каждая третья женщина в Германии помешана на органической косметике и проверяет банку крема через приложение Codecheck на наличие вредных ингредиентов, трудно представить, что на европейский рынок могут проникнуть вредные товары. Однако могут. Когда это случается, контролирующие органы (практически все они коммерческие) запрещают реализацию того или иного товара на территории страны. Все ли с этим согласны? Наверное, нет. В том числе некоторые компании по производству ботулинотоксина типа А. Так, в Италии было запрещено применение препарата Vitabex. Стало ли итальянцам от этого безопаснее жить и ходить к косметологу? Скорее всего, да.
Помимо стандартных ISO, Vegan и ECO Control — сертификатов продукта — в Европе можно сертифицировать процесс самого производства. Так называемый CSE (Certified Sustainable Economics) — сертификат, критерии оценки которого намного выше обычных сертификационных требований. Тут оценивают не только сам продукт, но и всю компанию, включая ее фундаментальное социально-экологическое отношение к производству. Удовольствие не из дешевых, зато потребитель будет знать, что все оборудование и материалы самого высокого качества, включая форму для сотрудников лабораторий.
США
С одной стороны, в США строго контролируется выпуск предметов личной гигиены, с другой — безопасность выпускаемой продукции оставляет желать лучшего. Как мы уже сказали, если в Европе 1400 запрещенных косметических ингредиентов, то в США были приняты меры только по 11 из них. Срок давности запрета составляет около 80 лет. В штатах вроде Нью-Йорка вы не сможете смешать крем с чем попало и продавать его на каждом углу. Но есть города, где качество ингредиентов не контролируется. Там можно получить лицензию на любой косметический продукт и спокойно продавать его. Что и сделал звездный стилист Лос-Анджелеса Чаз Дин, выпустив серию по уходу за волосами Wen Hair Care. После ее использования одиннадцатилетняя девочка Элиана Лоуренс облысела, а компания получила 21 тысячу жалоб от потребителей, о чем в августе этого года писал New York Times.
Не подними пресса шума вокруг этой истории, проблемой бы не занялись всерьез. Правда, попытки были. Акт о безопасности продуктов личного пользования (Personal Care Products Safety Act) был представлен в сенате 20 апреля 2015 года. Он предлагал пересмотреть процедуру регистрации косметики и альтернативы тестов на животных. Смелым пунктом было следующее упоминание: FDA (Food and Drug Administration) оставляет за собой право изымать и полностью останавливать производство продукции, которая может причинить вред здоровью и повлечь за собой смерть людей. Напомним, что FDA контролирует выпуск косметики, лекарств и продуктов питания.
Разумеется, многомиллиардные косметические концерны всячески оспаривают необходимость данного закона. И мелким компаниям, вроде шампуней Чаза Дина, не позавидуешь. Как сказала Грегг Ренфрю, основатель и генеральный директор бренда Beautycounter: «Подавляющее большинство американских потребителей совершенно не знают о рисках, связанных со многими ингредиентами. Многие ошибочно полагают, что FDA уже регулирует подобные продукты. Снижение ежедневного воздействия вредных химических веществ поможет нам избежать будущих проблем со здоровьем, уменьшит риск возникновения раковых заболеваний и проблем с репродуктивной функцией. Это вопрос не косметической промышленности, а здоровья». Наблюдать за тем, станет ли предложенный акт полноправным законом, можно тут, а пока в конгрессе лишь проводятся слушания по этому вопросу.
Россия
В России (помимо всех прочих) существует три основных канала реализации косметических продуктов: масс-маркет, сетевой маркетинг и предприятия индустрии красоты (салоны, парикмахерские и клиники). Чаще всего в интернете мы читаем информацию о вопиющих нарушениях правил продажи косметических средств именно в салонах красоты. Так как они чаще других подвергаются плановым проверкам Роспотребнадзора, федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, любой производитель или дистрибьютор геля для душа (шампуня, крема — не важно), прежде чем продавать продукт, должен иметь необходимые разрешающие документы от Роспотребнадзора. С первого января 2014 года в нашей стране ими являются декларация о соответствии и регистрационное свидетельство.
Выдаются они на основании технического регламента «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», в котором сказано, что вся косметика в упаковке, которая ввозится в нашу страну, должна быть сертифицирована. К регламенту есть приложения, в которых указаны запрещенные ингредиенты и те, которые разрешено класть в тюбики. Так, каждый крем для лица, сыворотка или лосьон для тела, который стоит на полке российского магазина, имеет документ. Поэтому с точки зрения законодательной базы у нас все хорошо.
Основной проблемой безопасности косметических продуктов в России является факт того, что под видом косметических средств на рынок попадают десятки некачественных продуктов, используемых не по назначению. Нарушать целостность герметичной упаковки или ампулы со средством Роспотребнадзору нельзя, и проверить, что это не дермальный филлер, а просто витамины для наружного применения, — тоже нельзя. Сертификационные органы закон не нарушают: они проверили продукт на соответствие требованиям по регламенту, прочитали состав и признали его годным. Поставщик, прикрываясь декларацией соответствия и свидетельством о регистрации, продает косметологам инъекционные препараты, которые в лучшем случае не дают эффекта, в худшем — приводят к летальному исходу.
Если в нашу страну можно завезти такие косметологические препараты, то что говорить про обычный крем и шампунь? Сложно ли получить подобный документ? Гарантирует ли он безопасность косметической продукции, которую мы с вами покупаем? Мы спросили профессионалов индустрии красоты, как обезопасить себя от некачественной косметики и на что надо обратить внимание.
Мария Виноградова, коммерческий директор органического бренда Annemarie Börlind
«По сравнению с Европой, популярность органической косметики только набирает темп в России. Многие потребители сейчас страдают гринвошингом — хотят использовать в личной гигиене и косметике только натуральные продукты. Как показывает опыт — на добросовестного производителя надейся, а сам не плошай. Всегда проверяйте состав органического средства, смотрите ингредиенты, маркировку, спрашивайте международные сертификаты безопасности, не ленитесь — узнавайте репутацию бренда. Только так можно обезопасить себя в наше время».
Наталья Викторова, косметолог салона красоты «Т3»
«Безопасность косметической продукции в России — сложный вопрос. На тестирование всех продуктов нужно огромное финансирование. Не уверена, что в нашей стране оно всегда проводится на самом высоком уровне. При выборе косметики для себя и своих клиентов я досконально изучаю не только маркировку, репутацию дистрибьютора и ингредиенты в составе, но и все аналоги на европейском, западном и азиатском рынках. Когда это вопрос здоровья, я звоню даже на производство».
Татьяна Маяцкая, директор центра по сертификации парфюмерно-косметической продукции и услуг «Косметик-Тест», канд. мед. наук
«В нашей стране добровольной сертификации парфюмерно-косметической продукции практически нет или она носит формальный характер (как в косметологии), притом что в других развитых странах в 90 % случаев проводится именно она. С одной стороны, в связи с повышением стоимости высококачественной косметики значительно упал объем ее импорта, что косвенно привело к увеличению процента фальсифицированной продукции. С другой стороны, отечественные производители (разумеется, не все), снижая себестоимость продукции, ищут и находят все более дешевое и часто некачественное сырье взамен дорогостоящих европейских ингредиентов».
Любовь Хачатурян, дерматовенеролог, эндокринолог и косметолог, главный врач медицинского центра Rosh
«Натуральных ингредиентов практически нет нигде. Не важно, какой у вас тональный крем, ВВ или СС, он все равно не натуральный. Ищете себе пудру, которая не навредит коже? Купите в аптеке лебяжий пух. Любое средство, которое имеет срок годности больше 6-ти месяцев, — не натуральное. Раньше была фабрика «Свобода», которая делала простые натуральные кремы для рук и лица. Сегодня вы умываетесь французским брендом, пудра у вас американская, крем для глаз немецкий — и все это на одном маленьком участке кожи под названием лицо. То же самое, что в асфальт закатать разного размера булыжники и пытаться по нему комфортно ходить. Купите одну линейку бренда и пользуйтесь ей. Хотя бы консервант в косметике будет одинаковым — и вы получите меньше химии».