Рассказываем о принципах красоты по-японски
Несмотря на то что косметические продукты из Кореи и в целом корейские принципы ухода за кожей не теряют популярности и по-прежнему задают тренды, серьезную конкуренцию начинает составлять j-beauty — красота по-японски. Как известно, корейский ритуал красоты основан на многоступенчатом уходе (доходящим до 10 этапов) за лицом и продвигает необычные текстуры как в уходе, так и в макияже. Чтобы понять основы j-beauty и их отличие от k-beauty, мы поговорили с экспертами ведущих японских марок.
Японцы с самого рождения впитывают любовь к красоте природы и развивают способность улавливать в ней все прекрасное. «Ингредиенты — растительные, инновационные и безопасные, протестированные на основе теории Интуиции кожи (теория ученых Cle de Peau основана на предположении о том, что кожа обладает способностью думать, то есть каждая отдельная клетка эпидермиса обрабатывает информацию. — Прим. редакции), чтобы кожа воспринимала их абсолютно естественно. Текстуры — роскошные и чувственные, обязательно наличие аромакологии, — говорит Илона Никифорова, директор отдела обучения Cle de Peau Beaute. — Каноны красоты — сияющая естественная кожа, красивая, защищенная и здоровая, ровная, без видимых изъянов. Японский подход сводится не только к эффективным и полезным действиям для кожи, но и к тому, что каждый продукт должен вызывать только изысканные ощущения». В Японии абсолютно уверены, что дух и тело — единое целое, поэтому очень важно настроение, а состояние духа во время ухода за кожей — это главная составляющая эффективности ухода.
«Идеальная фарфоровая кожа японок и ровный цвет лица — это не дар природы, а результат многоступенчатого ухода за лицом, которого беспрекословно придерживаются все девушки Страны восходящего солнца. Древний бьюти-ритуал японцы уже давно поставили на научные рельсы — современные технологии прочно внедрились в производство косметических средств, — объясняет Анастасия Мочалина, эксперт по Японии, представитель компании Japonica. — Ежедневно среднестатистическая японка использует как минимум пять-шесть продуктов. Вся философия ухода за лицом строится на двойном действии: косметические средства заботятся об эпидермисе (наружном слое кожи), а вы с помощью массажа укрепляете дерму (внутренний слой). Бессмысленно ухаживать за эпидермисом, не заботясь одновременно и о дерме».
Основа японской эстетики ваби-саби, в которую входят понятия кансо и сейдзяку, а также сибуй, — ненавязчивая красота, и под эту философию подстроена вся бьюти-индустрия страны. «В Японии ритуал красоты — это целая культура. Он состоит из двух этапов очищения, двух этапов увлажнения и техники двойного нанесения — собственными руками мы согреваем кожу, наносим круговыми движениями все средства, за счет этого улучшается микроциркуляция. Средства быстро впитываются, потому что в азиатском уходе присутствует послойность, которая создает защитную пленку на коже, — рассказывает Елена Полякова, ведущий тренинг-менеджер брендов Sensai и Kanebo компании «Канебо косметикс Рус».
«В переводе с японского „кансо“ означает „простота“. В основе этого принципа лежат избавление от излишеств. Кансо также выражает чувство свежести, чистоты и аккуратности. Это очень близко даже современным японкам. Их повседневный макияж — это ровный тон, румянец и слегка накрашенные ресницы. Дословный перевод слова сибуй — „терпкий, вяжущий“, в некоторых случаях „изысканный“ или „тонкий“. Сибуй можно найти почти во всем, например, в терпком вкусе зеленого чая или аромате хороших духов. Иногда женщины применяют этот термин к мужчине, в которых присутствует особая грубая мужская красота, — объясняет Анастасия Мочалина. — Что касается принципа сейдзяку, то он означает спокойствие или внутреннюю тишину. Его можно найти как в природе, так и в характере человека, но сам принцип изначально зародился благодаря чайной церемонии. Все эти слова сами японцы не связывают с бьюти-индустрией, это скорее внутреннее понимание, доступное только им. Но сейчас происходит западное переосмысление терминологии в связи с повышенным интересом к японской культуре, и исконно японские понятия постепенно приобретают новый смысл».
Поскольку японский ритуал красоты предполагает несколько последовательных этапов, текстуры всех средств должны быть легкими, чтобы не препятствовать проникновению в кожу других компонентов. Они должны хорошо впитываться и не оставлять после себя липкого слоя. «В уходе популярны водянистые текстуры, например, лосьоны используются гораздо чаще, чем эссенции и крема. Сливочные текстуры больше популярны в Корее, чем в Японии. Это связано с холодным климатом в Корее. Кореянки гораздо больше внимания уделяют очищению кожи от загрязнений. Есть разница и в эстетике: в Корее любят уделять внимание основам и макияжу губ, а в Японии — макияжу глаз. В Корее сразу заметно, что женщины стремятся следовать как можно большему количеству тенденций. Там же приветствуется натуральный, но безупречный макияж. Именно поэтому в Корее популярны средства MLBB и MSBB («Мои губы, но лучше» и «Моя кожа, но лучше») — нюдовые, усиливающие естественный цвет и преображающие. В Японии во главе угла стоит естественный макияж, основанный на индивидуальных принципах красоты», — рассказывает Какуясу Учииде, международный креативный директор Shu Uemura.
«Кореянки очень любят спонжи (конняку), а японки взбивают средства очищения кисточкой. Также японки очень любят разные устройства для массажа лица. Но ритуал красоты у японок — это скорее философия, чем практика у кореянок», — говорит Илона Никифорова.
Глобальная разница корейских и японских ритуалов красоты — в Японии их меньше, а текстуры легче. «Например, в корейском уходе есть отдельный этап — лечение, который подразумевает применение средств, действующих на избавление от акне и черных точек. В японской системе ухода этот процесс включен в этап очищения. За нормализацию pH в Корее отвечает тонер, в Японии — лосьон, — говорит представитель компании Japonica. — Одним из основных критериев по выбору косметики для японок является наличие SPF фактора в составе. Японки предпочитают пользоваться ими круглый год, чтобы сохранить свой фарфоровый цвет кожи. Кореянки тоже большие поклонницы ровного тона кожи, но в силу более плотной и жирной кожи этого тяжело добиться. Поэтому даже под макияж они наносят средства против акне».
Японцы доверяют натуральным ингредиентам. «Гармония с природой является фундаментальной ценностью. С древних времен японцы используют ингредиенты, полученные из природных источников. В индустрии красоты наиболее популярны компоненты, выделенные из чая, пиона, японской камелии, а в последнее время — из риса, тофу или саке», — говорит Какуясу Учииде.
Один из необычных компонентов — лошадиное масло. «Уже несколько столетий оно является популярнейшим компонентом для питательных кремов. Липиды лошадиного масла близки к липидам человеческой кожи, поэтому крем будет легко усваиваться кожей, увлажнять и питать ее. Что касается ухода за волосами, то там предпочтение отдается натуральным маслам, например, камелии», — добавляет Анастасия Мочалина.
«Японцы рассматривает кожу не как пассивную мишень для косметических средств, а как активного участника восстановительного процесса, поэтому в традиционном японском уходе нет ингредиентов для внешней маскировки признаков старения, например, силиконов для мгновенного заполнения морщин и разглаживания кожи. Наиболее популярно соединение натуральных ингредиентов с высокими технологиями, действие которых направлено на пробуждение собственных ресурсов кожи, нормализацию метаболизма (обменных процессов) в клетках кожи, защиту кожи от внешних воздействий», — говорит эксперт марки EviDenS de Beaute.
Если говорить о рынке в глобальном смысле, то в последние пять лет он стал настолько динамичным, что одно движение сменяет другое чуть ли не раз в год. Социальные сети и интернет полностью поменяли схему потребления. «Сегодня на каждый продукт можно получить отзыв, а потребитель стал настолько искушенным, что ему нужен огромный выбор, и он уже готов уходить от привычных косметических брендов и пробовать что-то из новых течений, будь то k-beaurty, j-beauty или маленькие инди-марки. А главное, силу набирает сегмент „искательниц“, который раньше был свойственен довольно молодой аудитории, а сегодня расширяется с каждым годом», — считает Илона Никифорова.
По данным британской исследовательской компании Euromonitor, в Японии самые высокие расходы на душу населения — на уход за кожей и косметику. Сама японская философия красоты насчитывает тысячелетнюю историю, богатую косметическими инновациями. Взять хотя бы способ очистки нефти, который является относительно новой концепцией для США, а в Японии существует уже 50 лет.
«Экономические проблемы Японии в прошлом заставили уступить Корее первенство в бьюти-сфере. Ключевым фактором популярности j-beauty является тот факт, что потребитель стал более детально разбираться в том, чем он пользуется ежедневно и интерес к качеству составов стал выходить на первый план, а яркая и необычная упаковка потеряла свою ценность», — говорит эксперт по Японии и представитель компании Japonica.
«С восстановлением экономики, а также в преддверии летних Олимпийских игр в Токио в 2020 году Япония снова может стать мировым центром красоты», — считает Какуясу Учииде.
«Японцы очень честно вкладываются в свои продукты, особенно это касается марок, которые имеют определенный авторитет на рынке. Тренд на j-beauty набирает популярность, несмотря на сложность и многоэтапность ухода. На самом деле только кажется, что это долго и непросто, но к этому привыкаешь и весь ритуал занимает всего пять минут утром и 10 минут вечером. А результат, который мы получаем уже на следующий день, превосходит все ожидания», — уверяет Елена Полякова.
«Япония не гонится за модными тенденциями, а устанавливает свои собственные правила. Поэтому очень естественно, что именно j-beauty стал большим трендом 2018 года. Женщины устали от нарощенных ресниц и волос, увеличенных губ, нарисованных по трафарету бровей. Наконец-то большинство женщин поняли, что неумеренное использование инъекций не делает их моложе, а разрушает гармонию черт лица, но гармония и есть красота», — дополняет эксперт EviDenS de Beaute.