Горный туризм — модный досуг для голливудских звезд или опасный спорт?

Во-первых, восхождение в горы стоит приличных денег. Во-вторых, понравится не каждому. О чем не расскажут знаменитые покорители вершин, рассказываем мы

Мария Милерюс

По хештегу #mountaineering в инстаграме открывается роскошный вид на самые высокие вершины мира и чужие успехи в их покорении. Больше трех миллионов снимков как бы намекают: горы теперь в тренде, причем не только среди профессиональных альпинистов. На волне биохакинга, ставшего большим инфоповодом, кажется, в 2018-м, фанатами прогулок по скалистой местности (хайкинга), скалолазания и альпинизма стали самые разные люди — от инста-блогеров до бизнесменов.

А голливудские звезды заинтересовались отвесными скалами еще раньше. Актриса Джессика Бил, например, покорила африканскую Килиманджаро в 2010-м. Немного позднее музыкант Джаред Лето поднимался на горы Монтсеррат в Испании и Ред-Рок в Канаде. Звезда «Аквамена» Джейсон Момоа в разное время был замечен на горе калифорнийского парка Малибу-Крик и в горах испанского региона Савассона. А Ченнинг Татум в поисках острых ощущений стал участником экстремально-развлекательного шоу Running Wild with Bear Grylls и в прямом эфире осваивал горный хребет Сьерра-Невада в Калифорнии.

Однако никто из них и слова не сказал о том, что восхождение — это сложно, опасно и иногда больно. Потому представления обычного человека (вроде автора этого текста) о горах безмятежные, как выражение лица Кайли Дженнер, позирующей в тотал-луках Dior на фоне снежных сугробов. Эту теорию подтверждает фитнес-инструктор и персональный тренер Ренаты Литвиновой — Катя Хоменко, которая собралась идти на Эльбрус через неделю.


КАТЯ ХОМЕНКО

Я решила покорить эту вершину ради впечатлений и нового тренерского опыта. И первое, на что я обратила внимание, — как убывало количество участников в группе похода по мере того, как они понимали серьезность происходящего. Я же знала заранее, что к восхождению надо готовиться — даже людям вроде меня, для которых спорт — это работа и образ жизни. Новичкам тем более нужно развивать выносливость, тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Важно также делать силовые, чтобы не спасовать перед видом рюкзаков и иметь достаточно сил для преодоления пути. Идеально чередовать нагрузку — две-три силовые и два-три кардио в неделю. Советую также исключить все противопоказания — это целый набор хронических заболеваний — список можно уточнить у врача-эндокринолога.

Горная болезнь, включающая симптомы типа головокружения, тошноты, головной боли, потери аппетита, наступает на высоте 3 500 метров, если верить автору National Geographic, покорившему Килиманджаро в 2009-м. Со стоматологом Дарьей Хлебниковой это случилось на высоте 4 800 метров на пути к вершине Эльбруса:

ДАРЬЯ ХЛЕБНИКОВА

У меня не получилось дойти до вершины, думаю, от недостатка подготовки. Например, я не знала, что за два месяца лучше начать принимать поддерживающие препараты для печени и сосудов, чтобы они (сосуды) могли потреблять больше кислорода в условиях его ограниченности. В пути у меня началась гипоксия. Я дошла до скал Пастухова (это примерно 4 800 метров высоты), голова разболелась, меня сильно затошнило. Я не подумала заранее о страховке, а в экстренной ситуации нужно вызывать вертолет, чтобы спуститься в госпиталь, — без страховки это стоит в районе двух миллионов рублей, если я не ошибаюсь.

Когда мне стало плохо, было темно, целую ночь я провела в панических атаках. Наутро разговаривала заторможенно и чувствовала себя ужасно. Гиды сопроводили меня в госпиталь — к счастью, бесплатно. Врачи обнаружили отек легкого. Я пролежала два дня в больнице, где мне давали кислород и ставили капельницы. К счастью, все закончилось хорошо. Я собираюсь однажды туда вернуться, но уже подготовленной. Это незакрытый гештальт.

К слову о страховке, спортивные клубы, которые устраивают такие путешествия, обычно предлагают заплатить за нее символическую сумму около 500 рублей. Экстренный спуск с горы на вертолете, если не повезет встретить понимающих гидов, будет стоит сильно дороже — от 270 тысяч до миллионов рублей. Само восхождение на Эльбрус в группе обойдется примерно в 200 тысяч рублей — сюда входит работа гида, отель, аренда снаряжения, ратрак (снегоуплотняющая машина), канатка (вид транспорта), билеты до места, еда, одежда по списку.

Катя Хоменко поделилась с нами списком необходимых вещей:

• одежда, снаряжение (специальное снаряжение можно взять в аренду на месте);

• 123

• несколько пар теплых носков;

• туристический коврик;

• спальник;

• термобелье;

• флисовые брюки;

• флисовая куртка;

• брюки из мембраны;

• флисовые перчатки;

• шапка;

• кепка или панама;

• рюкзак 75–80 л;

• рюкзак 45–50 л;

• балаклава;

• трекинговые ботинки;

• трекинговые палки;

• очки с высокой защитой от УФ;

• несколько комплектов нижнего белья;

• туалетные принадлежности;

• медикаменты.

Такой список, а также ответы на вопросы от «Где спать?» до «Куда ходить в туалет?» всегда предоставляют организаторы похода. Да, в одиночку или в компании друзей (даже бывалых) идти в горы не стоит. Новости о пропавших среди снежных вершин путешественниках шокируют каждый день, потому лучше доверить организацию профессионалам, у которых есть связи с местной поисково-спасательной группой, а не пытаться повторить челленджи ютьюб-знаменитостей. Персональные туры тоже организуют, но их цена может сильно отличаться от стоимости групповых и зависит от горы (на Килиманджаро речь идет о миллионах рублей, в горах России — о сотнях тысяч).

Послушаем, что говорят побывавшие на вершинах путешественники.

ТАТЬЯНА ОВОДКОВА

Первой моей покоренной вершиной была гора Килиманджаро, решила забраться на нее накануне своего 36-летия. Затем подумала, что неплохо будет поддержать отечественного производителя, и пошла на Эльбрус. Я занимаюсь спортом регулярно, совмещая силовые и кардио, поэтому, условно говоря, готова к таким приключениям круглый год.

На Эльбрус я поднялась за три дня, хотя это восхождение оказалось более трудным, и я, признаюсь, даже задавала себе вопрос, зачем мне это надо. Однако, оказавшись на вершине, забыла все на свете. Восхождение начинается ночью, чтобы успеть спуститься до заката. Ночью там очень холодно — к этому нужно быть готовым. Кроме того, на большой высоте можно подхватить горную болезнь. Я пила препараты, разжижающие кровь для поддержки, так как мне они показаны — тут все индивидуально. И да, я обязательно планирую повторить

Комментирует врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине Европейского медицинского центра (ЕМС) Сергей Львов:

СЕРГЕЙ ЛЬВОВ

Готовиться к восхождению следует максимально заблаговременно, желательно минимум за шесть месяцев, особенно если человек живет в городской среде. В первую очередь следует проводить кардиотренировки, что поможет подготовить к перегрузкам сердце и сосуды, а также адаптировать вегетативную нервную систему. Крайне рекомендуется пройти комплексный кардиореспираторный чекап, чтобы определить функциональность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и сделать восхождение максимально безопасным. В том числе необходимо посмотреть основные жизненные показатели по общеклиническому и биохимическому анализам крови.

Идеальный тренажер для имитации перехода в горную среду и обратно — интервальная гипокси/гипероксическая терапия с применением аппарата ReOxy. В результате курса из 10–15 сессий удается в значительной степени повысить способность к насыщению кислородом легочной ткани, сердечной мышцы и тканей головного мозга. Параллельно с этим, как было сказано выше, необходимы регулярные кардиотренировки

Резюмируя: на деле альпинизм — это элитный (зачеркнуто) экстремальный досуг с не всегда предсказуемым исходом. Хотя фото правда красивые.

16.07.21, 15:57

  • Фото: Yaroslav Shuraev