«”Российское” тоже скоро станет модным». Что обсуждали эксперты модной индустрии на ПМЭФ
Если вам интересна современная мода и ее будущее, вы наверняка следили за тематическими панельными сессиями, которые проходили в рамках Форума креативного бизнеса на ПМЭФе. Эксперты из индустрии обсуждали креативную конкурентоспособность России, все аспекты «моды будущего», дизайнеров, на которых стоит равняться, а также высокотехнологичные и инновационные ткани, за которыми то самое будущее. Мы тоже наблюдали за дискуссиями на форуме, но у нас, как у самых любопытных, когда речь идет о моде, остались еще вопросы. В связи с этим мы пообщались со спикерами разных сессий и узнали, что, по их мнению, должно случиться с модой в ближайшем будущем, какие технологии станут передовыми и на что стоит обращать внимание молодым дизайнерам при запуске своего бренда.
Основатель форума Beinopen, куратор стратсессии «Модернизация экосистемы моды в России: план на экономическое чудо 2035»: о «чуде» в российской моде и брендах, которые на верном пути к нему
Чудо в моде, о котором я говорил на форуме, состоит из совокупности нескольких факторов. Сейчас в России есть тысячи фабрик, дизайнеров и ретейлеров, но пока что все они — разобщенные игроки, которые друг с другом никак не сотрудничают. Поэтому главным глобальным изменением должно стать выстраивание внутреннего взаимодействия между этими игроками индустрии.
Важные перемены происходят и в ментальности российского потребителя: еще пару лет назад никто не верил, что становление российской индустрии моды возможно, сейчас же почти все, кто причастен к индустрии, убеждены в обратном. В этом направлении работают уже много активистов и инвесторов, появляются специальные онлайн-платформы, развиваются digital-аспекты индустрии — анализ больших данных, цифровая одежда, инновационные технологии производства, метавселенные, гибридный мир. Все понимают, что сектор креативной экономики будет только расти, а в этом залог роста остальной экономики. Мне кажется, что у нас есть все шансы, чтобы «российское» стало модным.
Говоря о брендах и дизайнерах, за которыми и есть это «будущее», некорректно выделять условный топ-10. Думаю, что будущее не за конкретными брендами, а за тысячами разных марок — только в Москве их сейчас 10 тысяч. Если легкая промышленность решит все вопросы с оптовым производством, а бренды научатся рассказывать свою историю, не только визуально привлекая покупателей и инвесторов, но и способствуя формированию комьюнити, то у нас есть все предпосылки, чтобы в скором времени похвастаться своей национальной индустрией.
Всем начинающим дизайнерам я бы посоветовал развивать три основных навыка: во-первых, нужно уметь работать с локальной повесткой. Посмотрите, как это делает Женя Ким — ей удается совмещать современную общемировую повестку и национальные локальные коды. Также важно уметь работать с традиционным, превращая его в современное, — так и формируется аутентичность.
Во-вторых, нужно тренировать глаз и учиться видеть новую красоту и искренность. Вспомните Гошу Рубчинского — в 2014-м, когда все массово восхищались глянцем, он смог увидеть совсем другую красоту — жизни юных ребят, их интересы, переживания и мечты.
И, наконец, сегодня очень важно активно работать с сообществом. Уже есть несколько классных примеров: творческое объединение «Кружок», дизайнер Антон Лисин, новая волна околостритстайловых марок — например, «Волчок». Все эти ребята умеют собирать комьюнити, они умеют интегрировать человека в бренд, делать покупателя еще и соавтором.
Дизайнер, спикер панели «Мода будущего»: о тканях будущего и брендах, которые уже активно внедряют инновационные технологии
Высокотехнологичные материалы давно используют в коллекциях спортивного масс-маркета всего алфавитного списка — Puma, adidas, Reebok. То же самое и с outdoor- и streetwear-брендами (которые зачастую делают одни и те же команды). В этот список можно включить Moncler, Spiewak, The North Face, Bask, Grunge John Orchestra и множество других мировых брендов бесконечен. В дизайнерские коллекции — как люксовых брендов, так и масс-маркета — высокотехнологичные инновационные материалы попадают в основном в качестве эксперимента и новостного повода. Такие кейсы встречались, например, у Balenciaga и Uniqlo, но речь не о массовом внедрении, а лишь о разовом опыте.
Основная причина такого неактивного включения технологичных тканей в коллекции одежды в том, что до сих пор руководители брендов не видят смысла и практической пользы в «работе на чужой территории».
Еще важно сказать, что изначально использование технологичных тканей было призвано спасать жизни людей и оберегать их здоровье — в космосе, в спорте, на войне, в медицине, а теперь и в обыденной жизни в мегаполисе. Именно поэтому разработчики таких материалов до последнего времени меньше всего задумывались об окружающей среде. Сегодня и это меняется: при производстве высокотехнологичных волокон начинают внедрять все более щадящие окружающую среду техники. Отличный пример всей индустрии подает бренд Pangaia, привлекая внимание и формируя доброжелательное отношение общества и рынка к высоким технологиям в модной одежде. Сегодня наука и технология уже развиты слишком хорошо, поэтому не обязательно жертвовать одним ради другого. Главное — не переставать фантазировать и искать новые пути и решения.
Поэтому начинающим дизайнерам я бы посоветовала быть более любопытными, открытыми и готовыми к необычным решениям, а также не лениться и не жадничать и посещать международную выставку текстиля Premiere Vision — там можно узнать об инновациях в моде из первых уст, подружиться с первоклассными фабрикантами и договориться с ними о производстве современных модных и технологичных коллекций.
Основатель бренда Vereja, участник дискуссии «Модернизация экосистемы моды в России: план на экономическое чудо 2035»: о старинных техниках, которые мы скоро увидим в коллекциях российских дизайнеров, и тренде на все «локальное»
Вязание сейчас, особенно после карантина, стало очень популярным, но это не единственная техника, которую настигло возрождение. Я очень верю в коклюшки — старую технологию плетения кружева с помощью специальных деревянных палочек, на которые наматывают нити. А еще вышивка, резьба по дереву (уже представляю себе невероятные клатчи с резьбой). Сложно угадать, какая именно техника выстрелит следующей, но могу с уверенностью сказать одно: у нашего трикотажа точно большое будущее.
Сейчас очень популярно все «локальное» и не массовое, но кто-то это делает, потому что это модно, а кто-то по искренней любви. Когда случается взаимная любовь, такие тренды вырываются в мир. Мода циклична, и, если даже несколько сезонов тренд интересен аудитории, потом может пойти на спад. Самое важное — вовремя переключиться с хохломы на граффити.
Хочу посоветовать молодым дизайнерам экспериментировать с материалами. Даже если вы не можете найти то, что вам нужно, — попробуйте сделать это сами. На первых порах результат может не оправдать ваши ожидания, но главное — стараться, искать, фантазировать и не останавливаться. Когда я создавал первые вещи для Vereja, все нитки покупала в «Леонардо», мне этого было достаточно. Сейчас я уже езжу в более крупные магазины и постоянно продолжаю быть в поиске сырья для моих коллекций, но точно никогда не ною, что у нас на рынке нет тех нитей, которые мне необходимы.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7