О том, как мода, красота и культура становятся еще более реальными
В обозримом будущем цены на AR/VR-устройства могут упасть на 20–30%, что превратит технологии дополненной реальности в привычные и повседневные решения. Уже сейчас крупные компании адаптируют последние разработки под себя, полностью меняя представление потребителя о продукте и контенте. Мы решили рассказать о том, как AR/VR-технологии уже трансформировали индустрию развлечений и что нас ждет в будущем.
Как виртуальная реальность меняет форматы театральных постановок
Мы видим, какие трансформации происходят с традиционным театром в последние годы: все чаще используется смешение форматов, ставятся иммерсивные постановки. Цель одна — максимально погрузить зрителя в процесс и сделать опыт посещения театра по-настоящему уникальным. Так, режиссеры-экспериментаторы начинают использовать виртуальную реальность, создавая новый театральный формат. Первопроходцем в этом жанре стала компания The Royal Shakespeare, партнером которой выступил Intel. Постановщик Грегори Доран хотел поставить «Бурю» Уильяма Шекспира как полноценный визуальный эксперимент. Вместе они работали более двух лет, чтобы создать максимально реальных персонажей на сцене с помощью виртуальной реальности. Во время работы над проектом актеры играли постановку на сцене, а их движения записывались с разных углов, чтобы впоследствии получился эффект 360.
Другим удачным экспериментом стал проект компании 59 productions, которая поставила спектакль «Меня зовут Питер Стилманн», адаптацию книги «Город из стекла» Пола Остера. Сюжет повествует о различных эпохах, реальностях и судьбах. Именно поэтому VR-технологии стали отличным способом воссоздать не существующие в нашей реальности миры.
Российские режиссеры-постановщики тоже не отстают от общего тренда. Драматург «Гоголь-центра» Валерий Печейкин и режиссер Максим Диденко вдохновились планами Илона Маска о полетах на Марс и сочинили небольшую антиутопию о том, как герой провалил испытание перед отправкой на планету. Об этом и рассказывает восьмиминутная VR-постановка «Клетка с попугаями».
Как новые технологии помогают привлекать клиентов
Во время весенней Недели моды креативная студия Superbright вместе с компанией xAd поставила необычное модное шоу бренда Lindsay Frimodt. Помимо традиционной атрибутики организаторы использовали технологию дополненной реальности. Во время показа гости могли использовать свои мобильные устройства, чтобы под совершенно новым углом посмотреть на моделей и одежду благодаря специально разработанному приложению. В нем довольно простые платья приобрели новую цветовую палитру, а брюки — интересный крой. Но на этом организаторы не остановились — приложение полностью меняло восприятие окружающего пространства. С помощью своих устройств зрители видели цифровые спецэффекты — красочные кубики, сферические фигуры и трехмерные элементы, которые свободно перемещались в пространстве.
Если AR-технологии дополняют реальность, то VR помогает создать совершенно новый мир. Этой технологией воспользовались дизайнеры магазинов Tommy Hilfiger. Все покупатели, используя очки виртуальной реальности, могли перенестись на реальный показ коллекции, которая в тот момент висела в бутике.
«Благодаря виртуальной реальности мы можем принести наш единственный в своем роде модный показ в контекст розничной торговли. Покупатель может наблюдать за ходом оригинального шоу — от звуков музыки до закулисных моментов. Это меняет традиционное отношение к шопингу», — подчеркнул Томми Хилфигер.
Как VR и AR меняют розничную торговлю и электронную коммерцию
Дополненная реальность постепенно становится неотъемлемой частью электронной коммерции и розничной торговли. Согласно статистическим данным Google, 34% пользователей готовы пользоваться AR-приложениями во время покупок, а 61% отметили, что предпочтут магазины, в которых используются такие технологии. Недавно Apple запустили платформу дополненной реальности ARKit для своей продукции. Google тоже не остались в стороне и представили свое приложение для Android — ARCore.
Уже сейчас несколько крупных ритейлеров и брендов начали активно внедрять разработки. К примеру, IKEA и Anthropologie стали одними из первых партнеров Apple по запуску новых функций для ARKit. Например, с помощью специального приложения вы можете «добавить» предмет интерьера в собственную квартиру (то есть взять фото условного дивана и поместить его в виртуальные декорации собственной квартиры с помощью камеры смартфона) и посмотреть, как это будет выглядеть в действительности. Другие компании по продаже мебели, например Wayfair и Houzz, тоже включились в гонку.
Мебельные компании — не единственные, кто экспериментирует с дополненной реальностью. За последние несколько лет технологические стартапы запустили для L'Oréal, Rimmel и Gap виртуальные примерочные. Загрузив приложение к себе на телефон, покупатели могут примерить и попробовать любой продукт, который доступен в магазине. Кстати, недавно бьюти-бренд Bobbi Brown запустил на своем официальном сайте виртуальную «примерочную» макияжа, а также рекламную кампанию с элементами дополненной реальности на основе приложения Blippar. В ней приняла участие актриса Кэти Холмс. Если покупателям во время просмотра рекламы понравился какой-либо продукт, они могут без труда найти все в приложении и тут же попробовать на себе.
Как происходит трансформация выставок и арт-пространств
Вспомним игровое приложение Pokémon Go, которое одним из первых начало активно использовать технологию дополненной реальности на базе GPS. Современные художники и кураторы выставок используют схожую технологию, но адаптируют ее под свои цели. Так, Национальный музей в Сингапуре создал красивую инсталляцию «История леса». Выставка проходит в большом круглом зале и включает 69 рисунков флоры и фауны из The William Farquhar Collection. Посетители используют приложение, чтобы посмотреть на ожившие растения и поохотиться на животных с рисунков. Кроме того, приложение работает и как гид — в специальном окне можно прочитать подробную историческую справку и узнать об особенностях того или иного растения или животного.
Благодаря технологиям виртуальной реальности можно даже слетать в космос вместе с известными астронавтами. Для этого надо посетить выставку «Герои и легенды», которая проходит в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Кураторы решили воссоздать историю космоса в принципиально новом ключе — вся выставка построена как рассказ известных космонавтов со времени основания NASA, а AR-технология должна создать ощущение причастности и помочь посетителям глубже погрузиться в процесс.
Совсем другой подход выбрали современные художники Адриан М. и Клер Б., которые организовали выставку «Миражи и чудеса». Инсталляция предназначена для одного зрителя. Это отвечает главной идее выставки — чтобы человек пережил индивидуальный опыт. С помощью очков HTC VIVE, иллюзии The Pepper's Ghost и приложения на телефон художники создали коллекцию новых инсталляций — как малых, так и больших. В результате по арт-пространству начали летать небольшие геометрические фигуры и оживать черные дыры. «Новый формат показывает тонкую грань между реальным миром и воображаемым», — отметил один из художников.
Как AR и VR поменяют наше представление о кинопросмотре
В 2016 году крупные киностудии объявили о том, что планируют снимать кино, используя виртуальную реальность. Например, компания Lucasfilm собирается выпустить VR-фильм, главным героем которого станет Дарт Вейдер. Кроме того, в США прошел первый Tribeca Film Festival, где были представлены короткометражки, в которых использовалась технология виртуальной реальности. VR легко может стать заменой 3D, однако это вряд ли произойдет в ближайшем будущем. Снимать VR дорого, как и закупать специальное оборудование для просмотра таких фильмов. По всему миру открываются кинотеатры с залами, где предусмотрен просмотр VR-фильмов, но большинство из них рассчитаны не более чем на 15 человек — никак не на массового зрителя. Так, в конце сентября в Москве открылся первый мультиплекс виртуальной реальности Titan VR, где используются беспроводные технологии, не имеющие аналогов в России.
Наконец, эксперты расходятся во мнениях — за какой из технологий будущее киноиндустрии, за AR или за VR? Во-первых, неоспоримое преимущество AR над VR — простота в использовании и доступность. Во-вторых, последние разработки показывают, что скоро AR будет доступна без каких-либо гаджетов. Это подтверждают, например, эксперименты с голограммным китом Алекса МакДауэла, директора World Building Media Lab. Фильм с использованием технологий дополненной реальности способен рассказать историю, когда VR, скорее, погружает зрителя в сконструированный мир с заданной атмосферой.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7