Вчера в Госдуме в первом чтении приняли закон об изоляции Рунета. Разбираемся, что это и к чему готовиться простым пользователям
В Госдуме в первом чтении был принят так называемый закон о суверенном интернете — пакет дорогостоящих мер, которые должны обеспечить автономное функционирование Сети в случае, если кому-то за рубежом придёт в голову отключить Россию от мирового интернета. Этот проект стал очередным шагом в попытке отрегулировать Рунет и поставить его под контроль Роскомнадзора — причём на сей раз эту идею поддержали такие капитаны индустрии, как Mail.ru и «Яндекс», в то время как экспертное сообщество выступило резко против. Как и в случае с другими законодательными инициативами вроде «пакета Яровой», обычному пользователю стоит готовиться к увеличению счетов за связь, а также к ухудшению её качества и проблемам с доступом к Telegram.
Авторами законопроекта стали сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова и депутат от ЛДПР Андрей Луговой — все трое по-своему одиозные фигуры. Если верить им, главная причина, по которой необходимо сделать Интернет потенциально автономным, — это техническая возможность иностранных игроков отключить Россию от мировой Сети, которая якобы высвечивается в новой стратегии национальной кибербезопасности США (депутаты от ЛДПР, голосовавшие против закона, ничего такого в нём не обнаружили).
Суверенизация Рунета означает в первую очередь широкий контроль над маршрутизацией российского трафика со стороны Роскомнадзора (того самого, который блокирует Telegram). Выглядеть это будет следующим образом: Роскомнадзор создаст реестр точек обмена трафиком, через которые должен проходить интернет-трафик на территории России, и будет отслеживать, чтобы за рубеж передавалось минимально возможное количество данных. Операторы связи и сервисы будут обязаны использовать эти авторизованные точки обмена трафиком и лишатся к ним доступа в случае несоответствия требованиям Роскомнадзора и российского законодательства (рациональность которых, как известно, зачастую оставляет желать лучшего). При возникновении же конкретных угроз и ЧП управление российским сегментом сети переходит специальному центру под контролем Роскомнадзора. Проще говоря, Рунет из более-менее сети превращается в строгую вертикальную структуру.
Кроме того, согласно закону, провайдеры должны будут устанавливать специальное оборудование для отслеживания трафика и предотвращения возможных угроз, среди которых, скорее всего, подразумевается и доступ к определённым сервисам. Это оборудование якобы будет предоставляться провайдерам бесплатно, но при этом не уточняется, о каких именно технологиях идёт речь. Самый очевидный претендент — DPI (Deep Packet Inspection), которая хоть и не обеспечит доступ к конкретному контенту, но даст возможность отслеживать пакеты информации нежелательных ресурсов и эффективней их блокировать.
Достаточно ленивая критика закона последовала от правительства: не определён характер угроз, при которых надо суверенизировать Интернет, непонятно, за счёт чего обеспечивать функционирование оборудования для слежки и кто будет компенсировать ущерб, если что-то пойдёт не так. С похожими резонами выступил и представитель «Яндекса», однако в целом главный российский IT-гигант закон поддержал. Также в позитивном ключе высказались и в Mail.ru — якобы законопроект позволит российскому интернету «спать спокойно».
Эксперты были менее оптимистичны: в АНО «Цифровая экономика» отметили, что централизация только увеличит уязвимость российской сети, так как в случае сбоев будет нарушена работа всего Рунета. Главный интернет-омбудсмен России Дмитрий Мариничев рассказал, что это непонятный закон, который должен дать власти «возможность волшебным образом выключать в интернете какие-то отдельные куски информации», но при этом скажется на качестве услуг. Ключевой же вопрос суверенного интернета — откуда взять на него деньги? Сначала один из инициаторов проекта Клишас говорил, что бюджетных средств не понадобится, потом прозвучала сумма в 20 миллиардов, а если верить правительственной группе экспертов, то поддержка всей системы ежегодно будет обходиться интернет-индустрии в 134 миллиарда рублей. В связи с чем становится очевидным ответ на следующий вопрос.
Как нетрудно догадаться, оплачивать всё это суверенное чудо в итоге будет рядовой пользователь. Провайдерам придётся устанавливать и обслуживать обозначенные технические устройства для предотвращения угроз, что со стопроцентной вероятностью отразится на стоимости услуг. Никто, конечно, не будет открыто говорить, что причиной подорожания является новый закон, но всем всё будет понятно.
Другая очевидная потеря для простого пользователя — качество и разнообразие услуг. Сложное фильтрующее оборудование наверняка скажется на средней скорости связи, а сам рынок станет более консолидированным и однородным. Все потуги государства отрегулировать Интернет у нас обычно идут в формате «запретить» — стимулирование и развитие новых сервисов обычно маячит где-то вдалеке.
Кроме того, мы все помним, как Роскомнадзор в погоне за Telegram нарушил работу огромного числа сайтов и сервисов. При дальнейшей централизации управления вероятность таких моментальных коллапсов только вырастет. С другой стороны, если новая система фильтрации всё-таки будет реализована, то обходить блокировки станет сложней — тот же Telegram не сможет реагировать на них так же оперативно, как сегодня.
Впрочем, есть и хорошие новости: как известно, все такого рода законы пишутся для вполне определённых лиц с вполне определёнными интересами и доступом к бюджету, и, как это часто бывает, главная надежда для простого пользователя — что по пути половину разворуют, реализуют только часть идей, да и те будут работать со скрипом. Но к лишним расходам и проблемам готовиться, увы, стоит.
Другие истории
Подборка Buro 24/7