Слежка за покупателями стала мотором революции в китайском ритейле и все больше проникает в западные магазины
Часто фраза «современные технологии» как бы невзначай уносит сознание в сторону Кремниевой долины — туда, где обитают американские сетевые гиганты, чьи имена всегда на слуху и чьи новинки так или иначе попадают в поле зрения широких масс за счет небывалой активности англоязычных медиа. Другое дело — менее прозрачный и более загадочный Китай. С одной стороны, есть голиаф интернет-торговли AliExpress, товары с которого ежесекундно ползут по каналам «Почты России». А с другой — сложные и тоталитарные по сути системы слежки — в первую очередь на основе технологии распознавания лиц, от которых становится не по себе даже в не самой либеральной России. Но есть и третий, не менее примечательный момент, а именно: соединение систем слежки и коммерческой составляющей в одном причудливом миксе. Небывалый хайп вокруг так называемых unmanned stores — магазинов без касс и очередей — это все как раз история о третьем пункте.
В центре упомянутого хайпа оказался, как и водится, американский проект — Amazon Go. В открывшееся в Сиэтле автоматизированное «чудо ритейла» можно попасть через турникеты а-ля метро с помощью специального приложения Amazon; хитрая система из сотен камер и сенсоров определяет товары в вашей корзине и их стоимость, а оплата происходит автоматически, после того как вы покинули магазин. В Amazon заверяют, что не используют технологию распознавания лиц — и этим отличаются от китайских коллег, которые берут ее на вооружение с большим энтузиазмом и двигают автоматизацию ритейла гораздо радикальнее, чем Джефф Безос и его компания.
Сегодня распознавание лиц — это глобальная и крайне доходная индустрия, которая, по некоторым оценкам, уже к 2021 году достигнет капитализации в 6,8 миллиардов долларов. В Китае за разработку технологии для таких гигантов, как Alibaba и JD, отвечают несколько IT-китов — компании вроде SenseTime Group, Face++ и DeepGlint. С помощью софта, который разрабатывают эти компании, можно сканировать лица, определяя ключевые точки и характеристики вроде расстояния между глазами и занося их в базу данных, — с вашего согласия, разумеется. Затем при походе в магазин скан лица соотносится с этими данными, так что идентификация покупателя становится делом пары секунд и не требует никакого человеческого вмешательства. Ваше лицо, таким образом, становится заменителем пин-кода. В результате мы имеем шопинг, перевернутый с ног на голову: никаких касс, никаких очередей, но все под чутким оком искусственного интеллекта и сотен камер.
Компания Alibaba, стоящая за AliExpress, внутри Китая уже порадовала любопытную публику своими концептуальными проектами, призванными сделать шопинг офлайн более привлекательным, что на языке Alibaba и современной экономики означает по максимуму сократить время покупки и по возможности по максимуму же избавиться от сотрудников. Еще в 2016 году компания представила концепт Tao Café, в котором покупатели просто подходят к кассе с экраном, называют определенный товар, а камера на кассе сканирует лицо клиента и автоматически списывает нужную сумму с аккаунта в приложении AliPay, базе данных которого вы заранее предоставили изображение своего лица. А в конце прошлого года компания перешла от концептов к делу и вместе с KFC внедрила технологию распознавания лиц в терминалы популярного фастфуда, установленные в городе Ханчжоу, где, к слову, находится штаб-квартира Alibaba. Технологию окрестили smile to pay — и это в буквальном смысле оплата улыбкой: встроенная в терминал 3D-камера сканирует лицо клиента и автоматически списывает определенное количество юаней за острые куриные крылышки с аккаунта в AliPay, в котором посетителю нужно быть залогиненным.
Главный конкурент Alibaba на китайском рынке ритейла компания JD.com решила играть совсем по-крупному и уже объявила о будущем открытии сотен магазинов без персонала. Система, по словам представителей JD, работает следующим образом: потолок супермаркетов покрыт камерами, которые отслеживают перемещения посетителей и позволяют создавать тепловые карты для анализа и улучшения логистики и мерчандайзинга. При этом технология распознавания лиц отслеживает выбор конкретных товаров, так что на выходе с вашего счета автоматически спишется нужная сумма — при этом касс и, соответственно, очередей в наличии не будет. Как пишет Business Insider, точная система оплаты пока неизвестна, однако ввиду наличия технологии распознавания лиц вполне очевидно, что механика будет примерно та же, что и у Alibaba, однако при входе и выходе не надо будет сканировать никакие QR-коды ни на каких турникетах, как у того же Amazon. В конечном счете шопинг в JD будет сводиться к простейшему алгоритму: зашел, взял и ушел. Одновременно с этим идентификация покупателей через лицо с его уникальными характеристиками и отслеживание их действий в магазине позволит компании успешно бомбардировать своих клиентов кастомизированной рекламой. К слову, параллельно JD уже осуществляет доставку посылок с помощью роботов — и получить эти посылки можно, как раз просканировав лицо.
Для людей с четким пониманием значения приватности китайские консьюмеристские технологии могут выглядеть как готовая антиутопия, однако западные либеральные представления о границах частной сферы не универсальны — в китайских деревнях, например, люди спокойно делятся своими паролями друг с другом, не беспокоясь о слежке или защите данных. В копании Face++, разработавшей систему для Alibaba и KFC, на вопрос о приватности пожимают плечами и, как и многие разработчики, позиционируют себя нейтральными специалистами в области цифровых технологий, далекими от политики. В то же время в западном пост-сноуденовском дискурсе именно такая нейтральность поставлена под большой вопрос.
Показательна в этом смысле реакция на идею американского ритейл-гиганта Walmart внедрить технологию распознавания лиц для анонимного анализа поведения и эмоций покупателей — само собой, с целью улучшения качества обслуживания. Камеры должны отслеживать изменения в поведении покупателя и выражении его лица, чтобы впоследствии эти данные можно было анализировать вкупе с данными о покупательских привычках. Логика, в общем, такая: если вдруг искусственный интеллект распознает «несчастные» лица и при этом обладатели этих лиц стали меньше тратить, то, возможно, следует что-то предпринять. Ни о какой оплате с помощью сканирования лица, как в Китае, речи при этом не шло. Однако очень многие отнеслись к инициативе компании крайне скептично: Walmart обвинили в превышении своих полномочий, так как пусть даже и анонимный сбор биометрических данных — это все равно очень тонкая с легальной и этической точек зрения материя; при этом было совершенно справедливо замечено, что искусственный интеллект в сегодняшнем виде ужасен в деле распознавания эмоций, поэтому лучше бы Walmart нанял еще какое-то количество продавцов-консультантов.
Однако Walmart — это лишь самая крупная рыба. На деле технология распознавания лиц в ритейле сегодня является скорее правилом, нежели исключением: в Великобритании, например, ее активно используют более половины фэшн-ритейлеров. Программы лояльности, подключение к бесплатному Wi-Fi в зале, профили клиентов — если собранные таким способом данные соотнести с уникальными данными о лице клиента, то открывается широчайшее поле для рекламных экспериментов — и, соответственно, для более удачной конкуренции с платформами онлайн-торговли. Экран в супермаркете, который при вашем приближении начинает рекламировать ваш любимый шоколад, уже давно перестал быть выдумкой сценаристов фильмов вроде «Особого мнения». При этом сложно спорить с тем фактом, что технология распознавания лиц может быть вполне эффективной в борьбе с матерыми шоплифтерами. Однако это совсем не означает, что приватность покупателей обязательно должна быть платой за безопасность товаров на полках.
14.02.18, 15:42
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7