Смогут ли нейросети заменить дизайнеров? Спросили у эксперта
Продолжаем серию материалов об искусственном интеллекте. На этот раз разбираемся в вопросе, могут ли нейросети полностью заменить человека в дизайне? Расспросили эксперта о будущем творческих профессий и пользе технологий в креативных индустриях.
дизайн-директор HiFi-стриминга Звук
Как раз в подкасте «КультТех» мы рассуждаем о том, как взаимодействуют ИИ и креативные индустрии. Это один из актуальных трендов, который распространяется на музыку, кино, театр и, конечно, дизайн и искусство. Я рассказал, как нейросети открыли команде дизайнеров Звука двери для новых проектов: создали виртуальных персонажей, которые знакомят пользователей с разными жанрами музыки. Так появились Тусовушка, Металлический Еж и многие другие герои, которые были сгенерированы с помощью ИИ. Пару лет назад мы вряд ли реализовали бы эту задумку, так как это было слишком время- и энергозатратно, нежели сейчас, когда нейросети выступают полезным помощником в работе дизайнеров.
Не стоит воспринимать понятие «интеллект» в прямом смысле слова. Даже учитывая высокую скорость развития технологий, нейросети все еще не автономны. Обучение ИИ — некий аналог того, как образуются нейронные связи в человеческом мозге: мы что-то видим, запоминаем и воспроизводим в разных интерпретациях. Но важно понимать, что нейросети не смогут ничему научиться, если не будут получать информацию. Отчасти это похоже на то, как работает человеческий мозг. Чем больше стимулов для развития, речи, игры получает ребенок, чем больше информации о мире он обрабатывает в первые месяцы и годы жизни, тем быстрее идет его развитие. Для познания нужна информация.
Несмотря на «неидеальность» нейросетей, интеграция ИИ в производственный процесс позволяет оптимизировать время. Так, например, когда у команды дизайнеров в Звуке стоит задача нарисовать 50 обложек к разным трекам, с использованием нейросетей времени на это уйдет гораздо меньше, нежели дизайнеры будут отрисовывать каждую обложку с нуля. Можно сказать, что ИИ, обладая некой «насмотренностью» в виде огромного объема загруженных данных, быстрее человека генерирует идеи в заданном направлении.
Да, искусственный интеллект в современном дизайне избавляет специалистов от рутинных процессов и позволяет направить освободившееся время на другие типы задач или изучение чего-то нового в рамках профессии. Другими словами, благодаря нейросетям специалисты могут уходить от мелкой работы в пользу комплексных решений. И это в корне меняет дизайнерскую практику.
На первый взгляд может показаться, что использование нейросетей в качестве дизайн-инструмента не требует особых компетенций: ввести запрос и получить результат — что может быть проще? Однако здесь есть несколько тонкостей. Во-первых, дизайнер должен иметь необходимую экспертизу, чтобы оценить, насколько качественно нейросети справились с поставленной задачей.
Во-вторых, необходимо научиться пользоваться нейросетью. Дизайнер не сможет получить качественный результат, с которым в дальнейшем легко будет работать, если он не знает определенного набора команд. Нужно описать задачу так, чтобы ИИ понял, чего от него хотят. Поэтому необходимо знать, в какой последовательности вводить слова в запросе и как объяснить ИИ детали, которые порой сложно передать даже живому человеку.
«Нейросети заменят людей!» — это насущный страх специалистов тех профессий, навыкам которых уже обучился ИИ. Раз уж нейросети создают изображения, пишут тексты и код, востребован ли будет человеческий труд в этих направлениях? Конечно, да. Работа дизайнера комплексная — нужно найти оптимальные решения для задач заказчика, применяя множество инструментов. На данном этапе развития нейросетей дизайнеры не могут делегировать всю работу ИИ: правки понадобятся в любом случае, чтобы не допустить появления изображений людей с шестью пальцами или животных с двумя хвостами.
Еще одна причина, по которой нейросети не способны реализовать полноценный дизайн-проект, — восприятие поставленной задачи. Например, заказчик просит сделать логотип красным, но часто за этими словами кроется задача просто сделать лого таким, чтобы его заметили (клиент переживает, что бренд не запомнят). Опытный дизайнер это поймет, в то время как искусственный интеллект будет действовать строго по инструкциям.
Думаю, в ближайшие 3 года развитие ИИ в дизайне будет связано с оптимизацией и скоростью: используя нейросети, создавать проекты можно быстрее, дешевле и смелее. Со временем модели будут обучаться на еще больших объемах данных, а благодаря этому в качестве ответов на поставленные задачи смогут предлагать правки и решения, о которых мы пока можем только мечтать.
Генеративная графика будет везде: от этикеток конфет и шоколада до объявления на дверях провинциального магазинчика «Ушла на обед. Перерыв 15 минут». Уже сейчас мы в «Звуке», например, ставим задачи ИИ таким образом, чтобы генеративная графика не была очевидна. И дальше — больше. Делать «человечный» дизайн — тренд, поэтому и в работах, сгенерированных ИИ, можно будет наблюдать нарочитое несовершенство, которое присуще деятельности людей.
Обучаясь на все больших объемах данных и увеличивая скорость генерации, нейросети со временем начнут создавать качественный контент. То есть споры, например, о кастах или финалах в кино будут бессмысленны — под любой запрос можно будет мгновенно создать персонажей или идеальный сценарий.
На стороне дизайнеров останутся вечные вопросы — как создать проект, в который влюбятся миллионы, или придумать идеальный стул по форме и удобству, который будет в каждом доме. Нейросеть может написать сценарий для десяти сезонов сериала, но только человек сможет сделать так, чтобы проект полюбили так, как когда-то «Друзей».