«Основа творчества — чувства и эмоции»: Никита Забелин — о влиянии нейросетей на музыку
Технологии и, в частности, нейросети все глубже проникают в сферы искусства — музыка не стала исключением. Личным опытом использования искусственного интеллекта и взглядом в будущее делится Никита Забелин — одна из ключевых фигур российского электронного андеграунда.
Электронный музыкант, диджей, основатель лейбла Resonance Moscow и куратор Moscow Music School.
Очевидно, искусственный интеллект — новый мощный инструмент для решения задач во многих сферах, включая музыку. Последние несколько лет нейросети используют для разных целей, прежде всего для того, чтобы облегчить базовые задачи, требующие больших усилий. Например, есть программа Landr, которая помогает с мастерингом. Часто обращался к ней, когда нужно быстро подготовить к большой сцене свежий трек, который мне прислал молодой артист. Сейчас появились технологии, способные вырезать голос, и инструменты: с ними можно создавать эдиты и каверы, сэмплировать. Это удобно для творческих поисков.
Кроме этого, ИИ встроен в VST-инструменты (плагины), которыми пишут музыку. Могу назвать IZotope ozone — мастеринг-процессор, где алгоритмы позволяют финализировать работу прямо внутри программы. Другой сервис, Suno AI, генерирует треки по текстовому запросу. Если взять риф Slipknot, припев Мадонны и структуру от рэпа, нейросеть сделает понятный микс. Это будет странный трек, но людям точно понравится: есть знакомая вокальная мелодия, гитарные рифы и форма, которая сейчас на пике.
Самые известные кейсы ИИ в музыке — треки, сгенерированные нейросетью, которые начали вируситься в соцсетях. В этих случаях менялся голос артиста или стиль песни. Я к этому отношусь хорошо: смешно и удивляет. Мой фаворит — «Smells Like Teen Spirit» в стиле k-pop. Чтобы создать такой микс, нужны готовые суперхиты — сам ИИ так не сможет. Мы живем в эпоху постмодерна, где подобное смешение старого и узнаваемого — ключ к успеху. По сути, этим и занимаются артисты последние лет десять, а может, и больше. С этой точки зрения нейросети — надежный спутник музыканта, который ищет что-то новое. Технологии не способны придумывать, зато могут генерировать неожиданные комбинации из уже созданного. Из множества идей автору остается выбрать те, которые работают в его вселенной образов и смыслов.
Всегда с радостью встречаю технические открытия, потому что только они способны изменить культуру, и учу студентов использовать возможности: у меня на курсе в Moscow Music School есть несколько занятий по нейросетям. Одно посвящено разработке промптов и одно — созданию музыки и графики в средах с использованием ИИ. Однако не верю, что технологический прогресс приведет к тому, что нейросети будут писать полноценные композиции или сводить треки. Даже если такое случится, заготовка будет бездушной: красивой, но бессмысленной. Как Rolls-Royce, который стоит в гараже и не едет. Основа творчества — эмоции и чувства, которыми нейросети не обладают. По этой причине я не думаю, что технологии смогут заменить диджеев и композиторов. Если трек, сгенерированный нейросетью, похож на тот, который создал музыкант, это не делает его равноценным (даже если мелодия, аккорды и тембр те же). Машина не может осознать переживания человека, передать глубинные смыслы, потому что не имеет жизненного опыта и не задается вопросами любви, дружбы и смерти. На мой взгляд, это вопрос о художестве и ремесле: если у человека под рукой есть инструменты, которые позволяют выполнить работу качественно и быстро, он ремесленник. А художник не заинтересован в том, чтобы сделать работу качественно и быстро, он заинтересован в том, чтобы сделать что-то честно и оригинально.
Машины в будущем станут оперативнее и лучше в исполнении задач, но управлять процессом все равно будет человек. Область их применения будет шире — как в музыке, так и в других индустриях. Сегодня нейросети могут помочь с оформлением социальных пространств: лифта, парка, подъезда (это не полноценная музыка, а звуки с заданным настроением, которые выполняют определенную функцию). К такому взаимодействию с ИИ по несложной дизайнерской части нужно стремиться, при этом чем больше будет треков, не несущих сообщения, тем меньше будет цена на их производство. К тому же люди чувствуют, какая музыка записана по-настоящему, а какая создана с использованием пресетов. Это не хорошо и не плохо, но лично я делаю треки, используя модульный синтезатор, потому что тактильность тоже задает глубину понимания.
Интересно наблюдать, как нейросети сосуществуют с человеком и захватывают все больше пространства. Еще в детстве размышлял о природе появления идей, существовании коллективного разума, и эти мысли в итоге подготовили почву для рождения моего проекта Tesla. В 2018 году решил использовать катушки Николы Теслы для создания музыки, написал концерт и выступил с ним на сцене Aglomerat. На реализацию шоу ушел почти год, но оно того стоило: молнии, которые «ударяли» в нужный момент, произвели вау-эффект. Со временем проект вырос в арт-перформанс с запоминающимися образами, историей и концепцией, которая опирается на нейросети: я придумал легенду про ИИ, который вселяется в мое тело, при этом и он, и я по сути — электричество, которое может взаимодействовать. В Tesla есть также в небольшом объеме тексты, которые раньше я писал вручную. Сейчас ChatGPT может быстро выдать нужный материал по моему запросу — и это тоже креативный процесс, который увлекает. Потом мы с командой озвучиваем текст голосом, который синтезирует нейросеть, и используем ИИ в дизайне. Не удивлюсь, если в будущем возможностей для креаторов станет еще больше, и с помощью нейросетей можно будет создавать фильмы, например.