Попробуем отговорить вас от покупки нового iPhone — продажи стартуют 20 сентября, — хотя вы все равно не послушаете
BURO. попросило знатока техники класса hi-fi, техно-блогера, ценителя дизайна, музыканта и мизантропа Михаила Борзенкова сформулировать, почему новый iPhone 11 Pro на презентации вызвал у него оторопь.
Дело не в том, что эти три камеры уродливы, как черепно-мозговая травма, и превращают новый айфон в муху-переростка, таращащуюся на мир фасеточным глазом. Даже в руки брать противно. Дело в том, что нельзя было придумать ничего банальнее, очевиднее и комичнее, чем эти камеры. Однако Apple, некогда завернувшая своей гравитацией весь мир в спираль, предложила миру именно это.
Сразу хочу оговориться, что мы тут не обсуждаем технические достоинства или недостатки в работе новых смартфонов Apple, не обсуждаем скорость и качество фотографий, снятых на три камеры. До сих пор с этим не было проблем, хотя в моей старой «семерке» не работают приложения Google, а техподдержка советует стереть все и начать жизнь заново. Я не об этом. Я о том, что, как оказалось, просочившиеся фотографии нового айфона, которые многие посчитали фотожабой из-за очевидного комизма, оказались самыми настоящими.
Давайте начнем с так называемой вычислительной фотографии. Уже много лет телефоны с камерами не спеша, но уверенно убивают рынок любительских, а теперь и профессиональных фотоаппаратов благодаря своим вычислительным возможностям. Под ними принято понимать кучу трюков, начиная с хитрых алгоритмов в работе пикселей матрицы со светом и заканчивая тем, что ваш телефон вообще непрерывно снимает все подряд, даже когда вы им не пользуетесь. Это не шутка, дорогие конспирологи, а технический факт. Процесс, когда аппарат лишь фиксирует тот момент, когда вы нажали на кнопку, а потом суммирует информацию всех изображений в итоговой картинке, называется стекинг.
Не погружаясь в детали скажем так: мощь современных телефонных процессоров и обилие алгоритмов для их работы позволяет с помощью убогих махоньких линз с диафрагмой в ноготок получить фотографии, неотличимые от снятых на дорогущие полуторакилограммовые зеркалки. Отличными получаются по-крайней мере снимки, которые делает большинство обычных людей: красивая тень от стакана на столике, селфи в витрине, прикольный кадр со спящим котиком. Сейчас, в 2019 году, усиление вычислительных возможностей аппаратуры и есть главный путь развития фототехники, ибо полировать линзы лучше, чем мастера завода Zeiss, за последние 150 лет никто так и не научился.
Однако есть путь и экстенсивный, замешанный на маркетинге самого банального свойства — попытаться продать в два раза больше за ту же цену. В вашем телефоне одна камера? Возьмите новый, в котором две! У вас уже есть две? Вот вам три!
Это настолько же глупо со стороны разработки, насколько эффективно в смысле продаж, поэтому количество камер в телефонах растет у всех. Рекорд, кажется, побил быстро сгинувший за ненадобностью уродец Light L16 с — вы верно догадались! — 16 объективами на задней крышке и стоимостью 2 000 долларов. Впрочем, 5 линз в 500-долларовом телефоне Nokia 9 ему тоже не шибко помогли.
Как обычно поступала Apple в ситуации отсутствия идей на рынке и экстенсивного развития индустрии? Давайте вспомним историю появления айфона. Сенсорные дисплеи и виртуальные экранные клавиатуры жили и работали в разнообразных устройствах задолго до переломного 2007 года. Чем в этот момент занимались производители телефонов? Правильно: соревновались в количестве кнопок, которые можно впихнуть в размер наладонного девайса. Вспомните легендарные Blackberry, невероятно популярные у «серьезных пользователей» и исчезнувшие в тот момент, когда безумие Стива Джобса заставило команду инженеров Apple создать устройство, где все сенсорные технологии по-настоящему заработали.
Преклоняясь перед величием этого достижения, хочу отметить, что телефоны на Android смогли избавиться от ощущения неестественности сенсорного интерфейса лишь спустя 10, если не 15 лет после этого. Напряжение — наверное, необходимое условие для того, чтобы случилось чудо. Джонатан Айв — главный дизайнер Apple, в этом году объявивший, что уходит из компании, — много раз вспоминал, что разработка айфона была чудовищным стрессом. Было необходимо успеть к презентации на Macworld, и мало кто до последнего момента верил, что у них вообще что-то получится. Релиз первого iPhone чуть не отменили.
В 2019 году чуда не произошло. Уверен, никто в красивом кампусе Apple не верил, что можно добиться нового качества снимков с помощью всего одной, элегантно расположенной на задней стороне линзы. Однако, несмотря ни на что, те, кто поклоняется надкушенному яблоку, с каждым новым анонсом ждали революцию. Кому же еще совершить новый прорыв в том самом вычислительном фото и предложить один объектив на зависть китайцам, предлагающим аж 16, как не Apple? Да, безумно. Да, стресс. Да, непонятно, чем кончится. Но эта компания всегда балансировала на грани безумия и умудрялась-таки перевалить на другую сторону, прихватив за собой и все остальное человечество. Мне обидно за несостоявшуюся попытку сделать лучший телефон, которая могла бы кончится технологической революцией, способной перевернуть весь рынок фототехники — как когда-то рынок телефонов и музыкальный рынок. Однако вместо революции нам досталась даже не дискотека, а всего лишь еще один объектив.
Начиная с легендарной рекламы 1984 года, цитировавшей Оруэлла, Apple продавала нам революцию. Да, это звучит уродливо — продажа революции. Но мы покупали, попутно убивая целые отрасли производства техники и гаджетов. До сих пор вокруг нас валяются обезглавленные трупы — реальные свидетельства мощности преобразований Apple. Мои коллеги из мира аудитехники обязаны крушением всего своего бизнеса именно Стиву Джобсу с его айфонами и айподами. Это его гаджеты сделали ненужными громоздкие домашние аудиосистемы. Их же стоит костерить музыкантам, оставшимся без продаж альбомов на дисках с отчислениями от цифровых площадок и вынужденными теперь ездить на гастроли так, как остальные ходят на работу.
Но оказалось, что индустрии фотографии бояться нечего, — революции не произошло.
iPhone 11 Pro
Старт продаж в России —
20 cентября 2019 г.