Обратная сторона солнечных батарей, ветряных станций и наград «За вклад в развитие зеленой моды»
Отказаться от нефти, спасти животных, дышать чистым воздухом — эта программа «дивного нового мира» кажется неоспоримой и дает простор для маркетинга. Аудитория экологических кампаний еще шире, чем у бодипозитивных: в нее входят все, у кого есть сердце и желание жить. Одна из таблеток для душевного равновесия — вклад в развитие альтернативных источников энергии: солнечных батарей, ветряных станций и растительного топлива.
В декабре 2016 года о неравнодушии заговорил Билл Гейтс — запустил фонд Breakthrough Energy Ventures по поиску и поддержке разработок альтернативных источников. Вклады в проект уже внес 21 предприниматель. Среди них — владелец Bloomberg, основатели Alibaba Group, Amazon и SoftBank.
24 сентября в Ла Скала прошла первая церемония Green Carpet Fashion Awards. Премия посвящена созданию одежды из перерабатываемых материалов и развитию экологичных способов получения энергии для производства. Президент палаты моды Италии Карло Капаса наградил Жизель Бундхен за использование ее популярности для привлечения внимания к теме.
В 2015 году любитель зеленых инициатив, шведский масс-маркет H&M ввел свою премию Global Change Awards. За пять лучших идей о том, как уменьшить воздействие на окружающую среду и уйти от традиционного производства, между победителями делят один миллион евро. В состав жюри разных лет входили президент Нью-Йоркской академии наук Эллис Рубинштейн, кронпринцесса Швеции Виктория, легендарный редактор Vogue Italia Франка Соццани и топ-модель Эмбер Валлетта.
Почему спустя два года коллекции еще не производят из солнечных лучей и листьев рапса? Ученые, не связанные дружескими отношениями с брендами, не уверены, что масштабные изменения произойдут и через пять лет. Об этом нам рассказали Эльшад Теляшев — доктор технических наук, профессор, директор научно-исследовательского института нефтехимпереработки, и Раиса Молчанова — эксперт Росприроднадзора, доцент, кандидат технических наук.
Почему существующие примеры не работают
Эльшад Теляшев
Доктор технических наук, профессор, директор НИИ нефтехимпереработки
«Тема снижения воздействия на природу очень актуальна, но сильно отклонена от реалий в сторону простой рекламы. Все, что вроде бы «экологично», раскручивается для увеличения продаж или персональной популярности. В таких разработках, наверное, есть что-то и действительно полезное, но это еще надо компетентно доказывать. А вот этим, как правило, себя почти никто не грузит».
Доказывать с цифрами пользу, а главное — экономическую эффективность экологических разработок — то, чем нужно заниматься едва ли не в первую очередь, — рассказывает профессор. Причина — страх нефтяных компаний и бизнесменов по всему миру потерять монополию и вступить в энергетическую гонку с «альтернативщиками». Эльшад Теляшев подчеркивает, что конструктивная борьба с нефтяными компаниями пойдет новым исследователям на пользу.
Раиса Молчанова
Эксперт Росприроднадзора, доцент, кандидат технических наук
«Все эти „зеленые инициативы“ — способ управлять миром, продвигая свои несостоятельные с технической точки зрения инициативы в среде некомпетентных правящих элит, и просто один „из сравнительно честных способов отъема денег“.
Выработку электроэнергии на солнечных и ветряных установках вообще нельзя отнести к „зеленой энергетике“.
Сейчас очень модно оценивать воздействие на природную среду в выбросах парниковых газов или углеродных единицах.
Эльшад Теляшев
Доктор технических наук, профессор, директор НИИ нефтехимпереработки
«Разумеется, для нефтяных компаний развитие альтернативной энергии — как палка в колесо. Но если ваша разработка — не для рекламного дохода или скачка популярности определенных брендов, то нужно доходчиво и компетентно аргументировать, чем она хороша. На каждую придирку со стороны у вас должны быть аргументы, а не сетования о мировом заговоре.
Одна из проблем в том, что без государственной поддержки альтернативная энергетика, как правило, убыточна. Европейские государства покупают энергию частных компаний от солнечной и ветровой генерации в два-три раза дороже, чем потом продают, чтобы эти разработки были выгодными и могли существовать. Эта государственная политика кажется оправданной, ведь у Европы очень мало своих источников нефти, газа и угля. Западные страны зависят от внешних, весьма недешевых, поставок — и это угроза для энергетической безопасности Европы».
Сколько лет нам нужно, чтобы перейти на альтернативную энергетику
Журнал Fortrader составил список главных мифов об альтернативной энергетике. В их числе — рассуждение о том, что отказаться от традиционных источников не так уж и сложно, а процесс занимает долгое время из-за мирового заговора нефтяных компаний. Издание показывает на простейших графиках, что вместе с ростом населения в мире и временем стремительно растет потребление энергии. Например, в 1820 году на душу населения приходилось около 20 гигаджоулей, а к 2000 году — в четыре раза больше, 80 гигаджоулей. Для сравнения — все биотопливо в мире может дать нам не больше 11 гигаджоулей энергии.
Эльшад Теляшев
Доктор технических наук, профессор, директор НИИ нефтехимпереработки
«Возможно, что за счет государственной поддержки альтернативная энергетика действительно будет развиваться, становиться эффективнее и постепенно выйдет на конкурентный уровень с традиционной. Например, если повысится урожай рапса — растения, из масла которого делают биодизельное топливо. Что происходит сейчас: на обработку одного гектара рапса мы тратим больше традиционного топлива, чем то количество биотоплива, которое из него получим.
Европа планирует перейти на альтернативные источники за 15–20 лет. Большинство стран объявило о значительном росте доли альтернативной энергетики. Уверен, что России это не грозит.
При наличии у России огромных дешевых ресурсов — нефти, газа и угля — реальной работы по альтернативной энергетике быть не может. Этих ресурсов, по оценкам грамотных экспертов, хватит на сотни лет! В России будет расти доля так называемой чистой энергетики. Это гидростанции, газовые и атомные станции. Об этом на недавнем экономическом форуме заявлял Владимир Путин».
Раиса Молчанова
Эксперт Росприроднадзора, доцент, кандидат технических наук
«Полностью вырабатывать электроэнергию на альтернативных источниках технически просто невозможно. Потоки солнечной и ветровой энергии имеют низкую плотность, рассеяны в пространстве, поступают неравномерно. Нет надежных систем концентрации и аккумуляции энергии.
Представьте себе электропоезд, который может передвигаться по рельсам только тогда, когда светит солнце или дует ветер; или водяные насосы, которые работают только летом и снабжают город водой только днем.
Вся промышленность требует потоков энергии высокой плотности, высокого напряжения. Говорить о том, что со временем мы полностью перейдем на альтернативные источники энергии, можно только в случае, если мы причисляем к ним атомные электростанции.
Вдобавок, по нашим расчетам, себестоимость выработки электроэнергии на солнечной электростанции – 23 р./кВт∙ч. Для сравнения: на тепловой электростанции она не превышает 1,1 р./кВт∙ч, на газопоршневой — 53 коп./кВт∙ч. Кто оплачивает авантюрные идеи о жизни на „зеленой“ солнечной энергии? Люди, которые платят налоги, — мы с вами.
Для нашей страны внедрение альтернативных источников энергии — это просто бизнес-идея по отъему денег. Таких пропагандистов я называю новыми Остапами Бендерами».
Во что действительно стоит вкладывать деньги
Эльшад Теляшев
Доктор технических наук, профессор, директор НИИ нефтехимпереработки
«На мой взгляд, таких реальных тем вполне достаточно. Например, переработка продуктов жизнедеятельности человека. Любые бытовые и промышленные отходы надо воспринимать не как мусор, а как новое сырье — сырье техногенного происхождения. На Западе в этом направлении идет активная работа, а вот в России и в большинстве стран третьего мира — конь не валялся!»
Выходит, что альтернативные источники энергии остаются вопросом будущего и вряд ли изменят нашу жизнь быстрее из-за вложений в модные фонды и новые премии, даже если вас за это наградит кронпринцесса Швеции. Куда полезнее обратиться к простым, но не менее важным инициативам. Начать с мысли о том, что происходит с вашим стаканом от кофе, который мог бы стать частью нового рюкзака, а не свалки в океане.
Раиса Молчанова
Эксперт Росприроднадзора, доцент, кандидат технических наук
«Все публикации на тему внедрения альтернативной энергетики — голая пропаганда.
Если уж что-то могут предпринять дизайнеры и продвинутые экологи в области альтернативной энергетики, то это умерить пыл в сверхпроизводстве и сверхпотреблении.
Обратить внимание нужно на очевидные вещи. Бесконечные сезоны модных показов вынуждают людей покупать новую одежду, обувь, выкидывая предметы из старых коллекций, не потерявших потребительских свойств. Это обостряет экологическую обстановку во всем мире.
Замечу, что закрытие перегруженных свалок и утилизация отходов на заводах — это губительный для природы способ переработки. Территории около таких заводов в скором времени покроются сверхтяжелыми металлами и другими вредными компонентами. Людям, живущим неподалеку от предприятий, придется существовать в страшно загрязненной среде».