За кем следить: 5 проектов, посвященных NFT-кроссовкам
Настало время разобраться с кроссовками в виртуальном пространстве: как зарабатывать на них, где смотреть и покупать раритеты, как стать «правильным» NFT-сникерхедом. Рассказываем о сникерхед-проектах в web 3.0 и просим эксперта пояснить за NFT-хайп.
В прошлом году Nike приобрел студию Rtfkt, которая разрабатывает продукты для метавселенной. Для создания персонажей и кроссовок команда студии использует NFT, блокчейн, дополненную реальностью и игровые движки. Популярность Rtfkt получила после сотрудничества с художником Такаси Мураками: вместе они разработали 20 000 аватаров, которые можно использовать в AR-играх и на встречах в «Зуме». Позже владельцы этих аватаров получили загадочный криптокуб со свушем — он и стал первым результатом работы Rtfkt и Nike. Спустя несколько месяцев кубы раскрылись, и в них была пара Nike Cryptokicks. Силуэт кроссовок вдохновлен моделью Dunk, палитра включала 8 вариаций. Была в коллекции и особенная пара, дизайн которой разработал всё тот же Мураками — она была приобретена за 134 000 долларов. На момент написания этого материала кроссовки упали в цене — сейчас они стоят около 100 000 долларов.
Еще одна NFT-студия, за которой стоит классный дизайнер кроссовок Стефани Ховард. У Стефани прекрасная репутация и стаж более 25 лет. В 1990-е она придумала для New Balance несколько моделей, которые до сих пор перевыпускают. Reebok Trail DMX6 и Air Max Verona — тоже ее разработки. Первый дроп Endstate был выпущен в конце прошлого года — все 100 пар распродались мгновенно. Преимущество студии еще и в том, что вместе с NFT-кроссовками она выпускает и физические — недавно Endstate представила виртуальные и реальные кроссовки в цветах флага Украины.
Это игра по модели move-to-earn — «двигайся, чтобы заработать». Чтобы активировать приложение, нужно раздобыть код в одном из его официальных аккаунтов — «Дискорде», «Твиттере» или «Телеграме». Дальше пользователи должны купить в приложении кроссовки — стоят около 1000 долларов за пару (в криптовалюте Sol). А затем на них можно зарабатывать — гуляя, бегая, прыгая и тренируясь. Определенные модели при активном образе жизни их обладателей могли приносить в день по 40–60$. Stepn запустился в декабре 2021-го, сегодня приложением пользуются более 2 миллионов человек. Недавно Stepn столкнулся с проблемой обвала курса токена GST, который пользователи получали за ходьбу и бег. Экономическая выгода игроков под вопросом, как и сценарий будущего развития проекта. Однако продолжаем верить в силы разработчиков и изучать тонкости работы приложения на сайте проекта.
Это уже пример частной работы без вложений больших компаний и мирового имени — создателем является художник Али Давуд из Лос-Анджелеса. В 2021 году он закончил обучение по цифровому производству фильмов и созданию анимаций в школе Gnomon для диджитал-художников. Будучи фанатом хип-хопа и стрит-культуры, он создал 5 000 NFT-аватаров — это комбинация культовых моделей кроссовок и лиц. В коллекции можно распознать 3D-портреты селебрити-сникерхедов — Трэвиса Скотта и Дрейка.
Один из самых доступных способов прикоснуться к миру сникерхедов в Web 3.0 — купить кроссовки у цифровых художников. Для проекта Rare Shoe они переосмысливают культовые модели, от Nike Dunk High до Air Force 1. На странице проекта в OpenSea представлено более 2300 моделей — покупаются они в формате аукциона. Средняя цена за пару — 100 долларов.
основатель ресейл-проекта Nikita Efremov, коллекционер современного искусства, владеет NFT на сумму 600 000 долларов
Непонятно, как мода может и будет работать в NFT-сегменте. Можно сделать диджитал-проект о кроссовках как арт-объект и вообще не задумываться о том, чтобы их можно было как-то использовать. Здесь креаторы могут выйти с крутым концептом, сделать арт, дополнительные механизмы для холда (система по покупке и хранению криптовалюты). А можно, наоборот, сотрудничать с проектом, у которого есть персонажи или аватары, на которых можно будет надевать эти кроссовки. Комьюнити сникерхедов действительно очень заинтересовано в web 3.0, потому что эта культура напрямую связана с заработком денег.
Сегодня стоит вопрос, насколько присутствие бренда в виртуальном мире повлияет на физический, и наоборот. Если в NFT заходит бренд, который никогда не имел кроссовки в физическом виде, будет ли он успешен? А если бренд с физическим товаром подкрепит ко всем моделям NFT-пару, насколько это обесценит или удержит цену последнего? И даст ли потенциал роста для NFT?
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7