Все дело в искусстве: искусственный интеллект и новые тренды в digital art
Все чаще художники обращаются к «цифре», а разговоры о нейросетях и искусственном интеллекте не утихают весь 2023 год. Основательница школы masters и masters digital gallery Полина Бондарева специально для BURO. поговорила с экспертами индустрии и художниками о главных технологических трендах, искусственном интеллекте и эпохе пост-NFT.
Искусствовед, основатель masters и masters digital gallery
Нейросети и искусственный интеллект применяются повсеместно — от написания текстов любой сложности до создания художественных шедевров, а последние разработки в области биоинженерии позволяют создавать роботов с использованием хрящевой человеческой ткани. Проще говоря, ИИ стал не просто интересным «собеседником», но самым эрудированным «человеком» на земле.
Техногуманист и HR-директор «Яндекса»
Автоматизацию креативной работы (исследование, поиск референсов, составление брифа, черновые наброски, скетчи, сценарии видео) можно доверить chatGPT или генеративным нейронкам (Midjourney, Stable Diffusion, Runway ML, Шедеврум).
Например, я использую chatGPT для написания креативных брифов, когда даешь максимально конкретное задание и обозначаешь роль chatGPT. Например: «Представь, что ты копирайтер креативного агентства BBDO или что ты автор Harvard Business Review, я твой новый клиент… задай мне вопросы, чтобы придумать вот это и вот это…» — и в ответ получаешь крутой бриф!
Собственный ИИ разрабатывает не только Илон Маск. «Яндекс» внедряет генеративные нейросети в свои продукты — например, в голосовой ассистент «Алису». Но вернемся к искусству. Художники активно используют ИИ для создания работ. Многие помнят недавнюю спорную историю: сгенерированная нейросетью фотография получила награду в категории «Креатив» в конкурсе Sony World Photography Awards.
Заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель коллекции искусства новых медиа
Сегодня все чаще в дискуссию возвращается тема дополненной и виртуальной реальности — обсуждения начинались на каждом круглом столе, в котором принимала участие в последние месяцы. Стоит признать, все они были довольно скептическими, так как несовершенство технологий (особенно виртуальной реальности) для современного пользователя, который привык к совершенно другому качеству и удобству, очевидно.
Тем не менее, история AR, которую, кажется, похоронили с неудачей Google Glass, с появлением шлема смешанной реальности Apple (к которому все так же много вопросов) может получить новый старт у пользователей. Посмотрим, что художники будут делать здесь. Конечно, хочется, чтобы технологические компании активнее работали с художественным сообществом, так как это, как показывает история развития медиаискусства, крайне плодотворное сотрудничество и для тех, и для других.
ИИ подстегивает креаторов, давая возможность не просто обращаться к новым инструментам, но и программировать сами произведения искусства. Например, когда произведение цифрового искусства меняет цвет или форму в зависимости от погоды или времени суток: такое искусство называется генеративным.
Вопрос использования нейросетей при создании арт-работ по-прежнему вызывает массу споров среди профессионалов о роли и значении художника и куратора. Как теперь меняется роль творца? И как выявить ценность художественных произведений, созданных при помощи нейронных сетей? На самом деле ответ достаточно простой, так же как и в классическом искусстве, где есть свои эксперты и рынок, провенанс работ и идея в основе. Вопрос репрезентации также является дискуссионным, ведь даже приобретая цифровое искусство или медиафайлы, мы можем транслировать их либо на экранах, либо на компьютере.
Все чаще музейные коллекции пополняются медиаартом, который сложно реставрировать или воспроизвести из-за устаревших носителей, на которых оно создавалось. Здесь как раз и кроются главные технологические прорывы. Новая фишка — гибкие светодиодные экраны, которые позволяют, буквально раскатывая рулон на стекло или стену, создавать изображения любого формата. Более того, это позволяет перевыбирать изображения много-много раз, используя одно и то же покрытие.
Эксперт в области дополненной и виртуальной реальности, сооснователь metaverse-экосистемы и платформы W3rlds
К концу 2023 года метавселенная напоминает продукт на ранних этапах развития с многочисленными конкурентами. Основные платформы (Roblox, Fortnite, W3rlds и Horizon Worlds от Meta) дают разные возможности. Также существуют менее крупные «впечатления», управляемые брендами. Продукты метавселенной B2B, такие как Mesh от Microsoft Teams, находят свое место в мире бизнеса.
Метавселенная уже продемонстрировала потенциал. Здесь играют крупные концерты, бренды инвестируют, и цифровая экономика растет. Прямо сейчас проходит крупный эвент Metaverse Architecture Biennale, собравший более 30 студий со всего мира, которые показывают свое видение трехмерных цифровых пространств. Биеннале идет сразу на W3rlds и Decetraland.
Безусловно, ключевые параллельно развивающиеся технологии составят компанию метавселенной на пути трансформации способа коммуникации между собой и с информацией в целом. Трехмерные ассистенты в виртуальных мирах уже становятся доступны на платформах, а ключевая информация некоторых решений хранится с использованием децентрализованных хранилищ.
Отметим и другой сектор развития метавселенной — корпоративный. Здесь она делает бизнес-процессы более устойчивыми, помогает осуществлять онбординг новых сотрудников, проводить обучение интерактивным способом. Однако есть и преграды для внедрения. Среди них — потребность в больших вычислительных мощностях, доступных и недорогих VR-шлемах и создании контента. Но эти проблемы постепенно устраняются. У метавселенной светлое будущее, но она все еще находится в начальной стадии. Создание инфраструктуры и расширение пользовательской базы потребуют времени и инвестиций: здесь терпимость играет ключевую роль.
Куратор, член экспертного совета ярмарки современного искусства Cosmoscow
Ситуация с NFT на художественном рынке характеризуется всеми признаками состояния «после» феномена. Кризис содержания, ослабление тренда, замирание покупательского интереса — прохлада, которой отмечены любые «пост-» жанры. В мировом масштабе NFT остается крепким экономическим и социальным инструментом — так, штат Калифорния готовит законопроект по токенизации автомобильных госзнаков. В поле искусства технология не пропадает, появляются поэтические и перформативные NFТ. От пост-NFT можно ожидать вдумчивых проектов, в которых технология осмысляет саму себя.
Однако, еще недавно мы следили за новыми рекордными продажами NFT-работ, но свежее исследование показало, что 95% криптоарта больше ничего не стоит. Объем таких активов в 2021 году достигал 17 млрд долларов. По оценкам рынка, сегодня NFT владеют около 23 млн инвесторов, но теперь от этого никакой пользы.
Другие истории
Подборка Buro 24/7