«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию
Нейросети уже давно стали частью практически всех сфер искусства, в том числе кино. О том, какие шансы у искусственного интеллекта получить собственную звезду на «Аллее славы» в Голливуде и как выглядит процесс производства фильмов с использованием ИИ, рассказала директор Московской школы кино Мария Ситковская.
Директор первого в России университета креативных индустрий Universal University, руководитель Московской школы кино
Директор первого в России университета креативных индустрий Universal University, руководитель Московской школы кино
К сегодняшнему дню кинематографисты перестали бояться ИИ и начали воспринимать его как еще один полезный инструмент для решения творческих задач. Такая адаптация происходила и до этого: за последние сто лет каждая новая технология проходила путь от сомнений и отрицания до принятия и интеграции. Нейросети уже помогали специалистам на разных этапах кинопроизводства — от поиска идеи до постпродакшна. Например, раньше, чтобы продюсер мог показать концепцию фильма инвестору, нужно было найти художника, объяснить ему идею, ждать пару месяцев реализацию и затем дорабатывать несколько раз. Теперь можно создать наброски при помощи ИИ всего за полчаса и сразу обсудить их с коллегами — это позволяет быстрее получать обратную связь и не тратить недели или месяцы на корректировку.
На этапе препродакшена нейросети также помогают оптимизировать ресурсы: Голливуд давно использует такие инструменты, как аниматик (черновую версию анимации) и раскадровку. Эта практика необходима съемочной группе, чтобы понять, как будет работать сценарий покадрово и какие элементы декораций стоит воссоздать, а какие можно сформировать на постпродакшене. Раньше этот процесс обходился в сумму от 500 тысяч до миллиона долларов, сейчас же стал намного дешевле. ИИ позволяет быстрее и экономичнее рисовать аниматики из-за уменьшения нагрузки на команду специалистов и сокращения времени их работы.
Если на подготовительном этапе задача нейросетей заключается скорее в том, чтобы сократить время работы команды и расходы бюджета, то на постпродакшене ИИ уже стал полноценным, полезным и важным инструментом. Он включает использование VFX (визуальных эффектов) и композинга, когда реальные съемочные материалы объединяются с нарисованными спецэффектами. Во время реализации возникает множество технических моментов: исправление неточностей, устранение стыков и проверка деталей, в их решении и помогают технологии.
Хотя ИИ пока не может полностью заменить человека (его творческие попытки еще выглядят наивно и иногда забавно) он уже активно помогает справляться с рутинными и техническими задачами. Как отмечает Илья Путилин, куратор программы по саунд-дизайну в Московской школе кино, сегодня звукорежиссеры, монтажеры и специалисты по VFX активно используют нейросети как инструмент, например, для восстановления бракованной записи голоса актера на основе других дорожек.
Использование нейросетей для работы с актерами может решать сразу несколько творческих задач. Известные примеры — фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе 2019 года и российский сериал «Контакт» 2021-го Евгения Стычкина и Нурбека Эгена, где применяли технологии омоложения. Иногда жалеешь, что ИИ не научился этому раньше: в культовом шоу «Анатомия страсти» (простите за спойлеры) героиня, доктор Грей, была в коме и встречалась с персонажами, умершими в ранних сезонах. Но они появлялись в кадре уже в реальном возрасте, постаревшими на 10–15 лет. В диалоге герои даже шутили: «Не смущает, что я выгляжу старше, чем в момент смерти?». На что Грей отвечала: «Нет, я вижу тебя таким, какой ты есть сейчас». Сегодня можно было бы избежать этой сценарной проблемы очень легко.
Сейчас активно развиваются стартапы, которые помогают находить актеров без участия агентов, но полностью их деятельность исключить пока нельзя. Главная проблема кастинга в России — недостаток новых лиц: как правило, кастинг-директор предлагает тех актеров, которых знает или чьи лица помнит. А современные технологии позволяют использовать базы данных, содержащие упоминания и визуальные образы людей со всего мира, — это дает возможность подбирать кандидатов более точно.
Также нейросети могут повлиять и на профессию каскадера: уже сейчас подавляющее большинство трюков снимают на зеленом экране и потом дорисовывают «опасное» с помощью нейросети. Это минимизирует риск для актера — многие начинают отказываться от услуг дублеров. Главный вывод — искусственный интеллект помогает сократить человеческие трудозатраты, а значит, и общие расходы на проект, ускоряя процесс и оставляя больше времени на творчество.
В 2023 году произошла масштабная забастовка, организованная профсоюзом Гильдии киноактеров США: переговоры с Альянсом продюсеров кино и телевидения затянулись, но так и не увенчались успехом. Актеры требовали повышения базовой ставки, которая была сокращена, и возобновления выплат за повторные показы. Раньше можно было продать конкретные эфиры: первый, третий — одной компании, второй, четвертый — другой. Звезды получали выплаты за каждое появление на экране, а менее известные деятели кино передавали права разово. С активным развитием стриминговых сервисов стало невозможно отслеживать точное количество просмотров, и студии отказались платить роялти (ежемесячные платежи в рамках лицензионного соглашения), что вызвало недовольство.
Частое появление на экране приводит к тому, что лица приедаются зрителям, и это также сказывается на востребованности. Контенту нужно «отдыхать», иначе теряется интерес к нему, как если бы каналы показывали один и тот же фильм много раз в год. Актеры боялись, что их изображения, голоса и выступления могут использоваться без их ведома, даже в нежелательных контекстах — рекламе и неподобающем контенте. Они требовали строгих правил, чтобы защитить себя от несанкционированного использования. Забастовка длилась около четырех месяцев, но, к сожалению, закончилась без положительных результатов. Наш рынок внимательно смотрит на опыт Голливуда, собственного решения у нас пока что тоже нет. Но как только там возникнет релевантный прецедент, российская и другие киноиндустрии по всему миру смогут перенять голливудскую практику.
Еще пару лет назад Сбер создал программу на базе ИИ, которая генерирует синопсисы потенциальных фильмов по короткому описанию — например, «романтическая драма к Новому году» (но стоит понимать, что это лишь компиляция уже существующих идей). Конечно, адепты технологий убеждены, что в будущем, когда они «накормят» ИИ всей мировой художественной культурой, нейросети вытеснят художников и авторов, создав своеобразное автоматизированное творчество. Не согласна с этим: Леонардо да Винчи не видел всех произведений мировой культуры, но это не помешало ему создавать шедевры. Искусство — это не компиляция.
Нейросети хороши для рутинных задач — например, для написания 763 серий медицинского процедурала. Он может собрать сюжет, зная характеры героев и их конфликтные линии, добавить новогоднюю атмосферу. Однако такие истории не претендуют на оригинальность, их задача — быть органичными в контексте сериала. Настоящее искусство, как и изобретения, рождается из человеческого опыта и эмоций, часто переработки детских или других травматических переживаний. ИИ — это языковая модель, которая отражает мышление взрослого человека без опыта взросления и эмоциональных травм. Поэтому его произведения — это технические компиляции, которые не затрагивают личные эмоциональные струны зрителя. Красивая картинка может впечатлить, но не тронет, если за ней нет живого, человеческого переживания.
Важная задача спецэффектов — создать зрелищность на экране, развлечь зрителя, но они также часто несут эмоциональную нагрузку, как и сценарии. Чем точнее отрисован персонаж, тем больше ему сопереживаешь. Возьмем, например, «Аватар: Путь воды» 2022 года Джеймса Кэмерона, в котором активно использовали ИИ. Задача нейросетей — сделать так, чтобы глаз зрителя не заметил ошибок в движениях персонажей. Если глаза улавливают недостоверность, ты перестанешь верить и теряешь эмоциональную связь с происходящим, и наоборот, если команда хорошо справляется с задачей, то зритель захвачен происходящим на экране.
В связи с этим возникает вопрос: как изменится восприятие идеальных изображений, созданных при помощи ИИ? Сейчас растет поколение, для которого визуальный и чувственный опыт основан на изображениях, созданных нейросетями. Это поколение будет воспринимать их более глубоко и эмоционально, потому что чувственное восприятие формируется на основе такого контента.
Быть может, мозг человека настолько адаптируется к продуктам нейросетей, что их контент будет восприниматься так же естественно.
Это сложный вопрос, на который пока нет однозначного ответа. Вспомним эксперимент «Китайская комната». Представьте: человек сидит в стеклянной комнате, вокруг него таблички с иероглифами и английскими фразами. Снаружи кто-то поднимает табличку с иероглифом, содержащим вопрос. Человек внутри видит этот вопрос и, не зная китайского языка, находит по инструкции соответствующую английскую фразу — поднимает карточку в ответ. Действуя только по предложенной схеме, понял ли он, что именно спросили? Нет. Понимает ли, что отвечает? Тоже нет. Он просто имитирует понимание. Будет ли когда-нибудь возможен такой уровень развития, чтобы ИИ достиг функциональности человеческого мозга и действительно понимал такие глубокие процессы? Этого пока не знаем, так как наше знание о самом мозге тоже ограничено.
Красота часто кроется в несовершенстве — например, самые красивые лица часто асимметричны. Можно с помощью ИИ написать безупречный, идеально структурированный сценарий, где все линии выверены, но будет ли он работать, трогать зрителя? Это большой вопрос. Я считаю, что ИИ лучше всего работает как помощник. Например, вы придумываете идею и «вбрасываете» ее в нейросеть, а она предлагает разные варианты развития сюжета. Это точка отсчета в мозговом штурме, которая позволяет придумать что-то совершенно новое. Ведь главное в просмотре фильма — это ощущение новизны, предвкушение неизвестного, удивление от того, что будет дальше. Если уже на тринадцатой минуте вы понимаете, как будет развиваться сюжет, интерес угасает.
26.11.24, 16:51
Другие истории
Подборка Buro 24/7