Cyberpunk 2077: Киану Ривз, брейнданс и свобода от гендерных предрассудков в главной игре года
10 декабря наконец-то выходит самая ожидаемая игра 2020 года — рассказываем, почему ее стоило так долго ждать
Проект разработала польская студия CD Projekt Red — крупнейшая в Европе компания в индустрии видеоигр, ставшая известной благодаря успеху серии «Ведьмак». Невероятный ажиотаж вокруг выхода Cyberpunk 2077 сделал игру хитом студии задолго до релиза.
Популярность еще не вышедшей игры складывается из множества факторов — звездный состав актеров и музыкантов, принявших участие в создании Cyberpunk 2077, невероятно глубокая детализация игрового мира и технологические новшества.
Главная звезда Cyberpunk 2077 — Киану Ривз. Актер исполняет роль Джонни Сильверхенда — эксцентричного рок-музыканта, мечтающего уничтожить местную корпорацию зла. Есть нюанс — Сильверхенд мертв и существует только в голове главного героя, но об этом чуть позже. Работа с известными актерами — обычная практика для игр-блокбастеров. Один из недавних ярких примеров — звездный актерский состав видеоигры Death Stranding Хидео Кодзимы, где главные роли исполнили Норман Ридус, Мадс Миккельсен и Леа Сейду. Только Киану — не просто известный актер, а самый настоящий поп-культурный феномен, главный любимец интернета, звезда «Джонни Мнемоника» и «Матрицы» — то есть главных фильмов в жанре киберпанк. Своим появлением в трейлере игры, а затем и на сцене игровой конференции Е3 в 2019-м Киану вызвал новую волну восхищения (и мемов).
Создатели игры обеспечили Джонни всеми атрибутами крутого парня. До своей смерти герой Киану Ривза играл в рок-группе, ездил на классическом Porsche 911 Turbo 1977 года и боролся с корпорациями. «Он бы полгорода сжёг, лишь бы доказать свою правоту. А вторую сжёг бы шутки ради», — говорит о Сильверхенде одна из героинь игры. Кстати, автомобиль рок-музыканта — результат одной из самых ярких коллабораций Cyberpunk 2077. Спорткар с символикой Samurai, рок-группы Сильверхенда, появился в игре благодаря партнерству CD Projekt Red и Porsche.
Оригинальный саундтрек Cyberpunk 2077 не уступает по значимости ее впечатляющему визуальному ряду. Песни для игры написали и исполнили Grimes, Run The Jewels, A$AP Rocky, Нина Кравиц, Gazzele Twin и другие популярные артисты. Причём исполнили не от своего имени, а от лица музыкантов из вселенной Cyberpunk 2077. «Я попытался представить себя персонажем этой игры. Музыкантом, который живёт в этом мире в это время, который вырос в таком окружении», — рассказывает о своём опыте работы над игрой Rat Boy, которого в саундтреке можно услышать под псевдонимом IBDY.
Для некоторых музыкантов работа с Cyberpunk 2077 не ограничилась саундтреком. Например, Grimes играет поп-диву Lizzy Wizzy, а Нина Кравиц — в игровой вселенной ее зовут Bara Nova — появляется в образе «рипера» — специалиста по кибернетическим протезам. Единственная вымышленная музыкальная группа, которая присутствует в этом мире — это Samurai Джони Сильверхенда, которую озвучила норвежская группа Refused.
Действие игры развивается в Найт-Сити — неоновом мегаполисе будущего, расположенном в Калифорнии на берегу океана. Городом управляют могущественные корпорации, которые ведут с местными бандами непрекращающуюся борьбу за власть.
Персонаж, которым управляет игрок, — наемник (или наёмница — тут много вариантов) по имени V. Во время выполнения одного из заданий герою удаётся украсть уникальный биочип, который можно выгодно продать. Однако контейнер, в котором хранился биочип, оказывается поврежден, и игроку приходится имплантировать его себе в голову, чтобы избежать поломки.
И тут начинается самое интересное. Оказывается, что на чип записана оцифрованная душа Джонни Сильверхенда (Ривза) — погибшего рок-музыканта, одержимого жаждой мести компании, разработавшей чип. С этого момента начинается противостояние V. и Сильверхенда, который пытается подчинить тело героя своей воле и воплотить в жизнь план по уничтожению корпорации.
История игры нелинейна: завязка зависит от класса — «жизненного пути» — V., а развитие сюжета и концовка — от принятых в процессе игры решений. В самом начале игрок выбирает один из трёх вариантов пути главного героя — «кочевник», «дитя улиц» или «корпорат». Жизненный путь — это предыстория V., которая влияет на общение с жителями Найт-Сити. Например, если игрок выбрал жизненный путь «корпората», ему будет проще взаимодействовать с представителями системы, а предыстория «дитя улиц» поможет лучше ориентироваться среди городских банд.
Cyberpunk 2077 — в первую очередь RPG, то есть ролевая игра с открытым миром, и по канонам жанра в ней присутствуют привычные прокачки отдельных навыков, классовая система и репутация. Последняя зависит от выборов игрока и влияет на его общение с другими персонажами.
Как в большинстве игр с открытым миром, у игрока есть выбор — выполнять квесты и двигаться по сюжету или просто тусоваться в городе. Первый вариант предполагает общение с фиксерами — посредниками, которые связывают богатых жителей города с наёмниками. Выполняя полученные от фиксера задания, V. зарабатывает на новые апгрейды своего тела, гардероба, оружия и транспорта. Без апгрейдов существование в городе в принципе невозможно, ведь Cyberpunk 2077 — это вселенная победившего трансгуманизма. Все жители Найт-Сити — от военных до бродяг — модифицируют себя с помощью кибернетических имплантов.
Отдельное удовольствие для игрока — свободное исследование Найт-Сити. Город выглядит невероятно правдоподобно благодаря делению на шесть уникальных районов, продуманной топонимике (у каждой улицы уникальное название) и архитектурной многослойности: здания показаны так, будто они постоянно надстраивались и перестраивались.
Отдельное внимание создатели игры уделили внешнему виду персонажей — жители Найт-Сити придерживаются одного из четырех визуальных стилей, каждый из которых соответствует статусу и классу персонажа. Корпораты одеваются во все монохромное и минималистичное, дети улиц предпочитают неон и яркие татуировки, а кочевники просто не заморачиваются. Игрок же волен выбрать любой образ, насколько ему позволяет кошелек.
Самая интересная игровая механика в Cyberpunk 2077 называется брейнданс — это технология записи и воспроизведения ощущений человека. Что-то похожее вы могли видеть в «Гарри Поттере», когда герои погружались в «омут памяти». Во вселенной Cyberpunk 2077 брейнданс изобрели в 2000-х для лечения больных и реабилитации заключенных, но к 2070-м технологию стали использовать в индустрии развлечений. Благодаря брейндансу игрок получает доступ к воспоминаниям персонажей, в которых находит подсказки, раскрывающие сюжет игры.
Cyberpunk 2077 находилась в предпродакшене с 2012 года. Изначально выход игры был запланирован на 16 апреля 2020 года, однако с тех пор релиз переносился три раза — сначала на сентябрь, затем на ноябрь, а потом и вовсе на декабрь. Несмотря на бесконечные переносы, ожидания вокруг игры не утихали с момента первого трейлера.
Многочисленные переносы были связаны с огромным объемом работы, который свалился на разработчиков из-за необходимости адаптировать игру под разные поколения консолей. Это не могло не сказаться на условиях работы — команда столкнулась с чудовищными переработками. «Послушайте, разработчик CDPR недавно сказал мне, что они только что отработали 100-часовую неделю. Другой бывший разработчик сказал, что его друзья, занятые на проекте, выглядели физически больными», — писал в своём твиттере репортер Bloomberg Джейсон Шрайер.
В итоге генеральный директор Адам Кичински, который прежде не видел в переработках ничего дурного, принес извинения сотрудникам. Ситуация с переработками в CD Projekt Red вновь сделала актуальной обсуждение и критику культуры «кранчей», то есть работы на износ в индустрии видеоигр.
Cyberpunk 2077 задает новую планку для AAA-блокбастеров в технологическом и, что еще важнее, в этическом смыслах. В CD Projekt Red особенно гордятся применением JALI — технологии синхронизации губ с речью персонажей. Благодаря JALI мимика героев выглядит максимально естественно, даже когда те говорят на 11 разных языках. Но одно из главных новшеств игры, способное повлиять на устоявшиеся принципы компьютерных персонажей, — отсутствие выбора пола при создании аватара. Создатели Cyberpunk 2077 предлагают выбрать один из двух обликов — феминный и маскулинный — и редактировать образ V. без привязки к определенному гендеру. В целом мир Cyberpunk 2077 выглядит толерантным и свободным от предрассудков. Рекламные постеры демонстрируют представителей ЛГБТ+, а одна из ключевых героинь — специалистка по брейндансу Джуди Альварес — по слухам является лесбиянкой. Тем не менее такой подход к репрезентации ЛГБТ+ встретил негативную реакцию со стороны представителей сексуальных меньшинств. С одной стороны, баннеры нормализуют то, что в нашем мире до сих пор табуировано, с другой, критики игры нашли эти рекламные плакаты чрезмерно сексуализированными и эксплуатирующими образ ЛГБТ+. В 2019 году внутриигровая реклама с изображением трансгендерной женщины спровоцировала мини-скандал — пользовательница твиттера обвинила CD Projekt Red в трансфобии.
Однако, по заверениям создателей игры, в этом нет противоречия. Согласно сюжету рекламные баннеры созданы «корпорациями зла», против которых борется главный герой. «Мы специально поместили человека с грудью и пенисом на рекламный постер, потому что это ужасно — вот так эксплуатировать тела людей», — объясняет позицию CD Projekt Red арт-директор компании Кася Редесюк, ответственная за рекламные кампании и брендинг во вселенной Cyberpunk 2077. «Это должно заставить людей чувствовать себя некомфортно, — добавляет она. — Не потому, что они видят кого-то с грудью и пенисом, а потому, что тело эксплуатируется».
Несмотря на то что игра ещё не вышла, мир Cyberpunk 2077 можно изучить по материалам, которыми щедро делятся разработчики. История вселенной рассказывается не только внутри игры, но и с помощью других медиа. Например, у Найт-Сити есть сайт с описанием районов города, рекламными баннерами местных компаний и кандидатов в мэры города. Кроме того, в 2022 году на Netflix должен выйти анимационный сериал «Cyberpunk: Edgerunners», который станет продолжением и расширением вселенной.
Другие истории
Подборка Buro 24/7