VR, AR, нейроинтерфейсы и цифровые люди: какие технологии приходят к нам из ближайшего будущего
Год назад наша жизнь в одночасье поменялась: у многих из нас работа и учеба переехали в онлайн, живые встречи сменились дистанционными, путешествия — виртуальными. И, как это часто бывает, неприятность обернулась еще и возможностью: индустрии дополненной, виртуальной и смешанной реальности — и производители конечных устройств, и авторы контента, и площадки — получили невероятные толчки: технологический и смысловой. Цифровая дистанционная жизнь стала реальностью: продажи нового устройства виртуальной реальности Oculus Quest за этот год обогнали суммарные продажи всех устройств Oculus за предыдущие шесть лет, появляются и анонсируются все новые очки дополненной реальности, вот-вот появятся невероятно правдоподобные цифровые люди, сделанные на технологиях Unreal Engine. BURO. вместе с компанией WayRay, которая разрабатывает голографические AR-технологии для автомобилей, решили взглянуть на состояние дел на рынке цифровой реальности и увидеть, что нас ждет в ближайшие — нет, не годы — месяцы.
MetaHumans — технология создания цифровых людей, которую в этом году обещает выпустить компания Epic Games. Обычно реализация убедительного цифрового изображения занимает недели, а то и месяцы: это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Мы с вами очень придирчиво рассматриваем друг друга, особенно — лица, потому что это важно для нашего выживания в обществе, и моментально замечаем любые отличия трехмерной модели от настоящего живого человека. Самая большая трудность в создании цифровых людей — избежать феномена «зловещей долины». Это психологический эффект, когда очень реалистичное подобие человека, все же имеющее небольшие различия с живым человеком, например кукла или робот, начинает вызывать неприязнь или тревогу — похожий эффект возникает, когда мы видим умершего или зомби. Судя по роскошным демо, Epic Games удалось собрать команду из нескольких передовых студий и за несколько лет побороть этот эффект — цифровые люди MetaHumans практически живут и дышат, а настроить такой аватар можно за считаные часы. Epic Games не только авторы популярной вселенной Fortnite, но и разработчики не менее популярного игрового «движка» Unreal Engine, на котором выходят тысячи проектов каждый год, поэтому в ближайшие месяцы «металюди» начнут появляться в играх, анимации, телевидении и социальных сетях, и вопрос, «когда же у Siri появится лицо», будет наконец-то решен.
И это хороший повод вспомнить, что в этом году игровой «движок» Unreal Engine начнет обновляться до новой версии: в нашей жизни появится больше игр с невероятной детализацией, реалистичным освещением и цифровыми людьми (да!), которые будут адаптированы под PlayStation 5 и новые платформы, но самое интересное даже не это, а то, что новый Unreal Engine упростит работу с кино и анимацией.
Именно так снимались оба сезона «Мандалорца», и про это проще показать небольшое видео, чем рассказывать:
Но если очень коротко, то технологии виртуальной реальности проникают в Голливуд, и теперь вместо зеленого экрана за спинами актеров ставят гигантские дисплеи, которые выводят фантастические миры, изображенные в Unreal Engine. Устройства виртуальной реальности (Quest 2) тоже мелькают в ролике — они используются для перемещения внутри виртуальной съемочной площадки. Такая технология называется «виртуальное производство», virtual production, и позволяет делать фантастические проекты с большим количеством компьютерной графики в сжатые сроки. Virtual production появляется и в нашей стране — автор этих строк участвовал в нескольких таких проектах и свидетельствует, что виртуальное производство стремительно сближает виртуальный и реальный миры.
В начале весны компания Facebook, владеющая брендом Oculus и инвестирующая в виртуальную реальность едва ли не больше всех на планете (сюрприз!), показала прототип миоинтерфейса, то есть устройства, которое распознает работу мышц, а именно — мышц наших рук. Такой миоинтерфейс решит одну из фундаментальных проблем устройств виртуальной и дополненной реальности: наконец-то станет удобно печатать на виртуальных клавиатурах, потому что никакого более быстрого способа вводить текст человечество пока не придумало, а современные контроллеры хороши для каких угодно действий — стрельбы, рисования, моделирования, — но только не для ввода текста и работы с очень мелкими деталями. Если такой прототип станет серийным устройством в ближайшие год-два, работа из дома в виртуальном «офисе» из экзотики станет обычным делом — в конце концов, работать не с маленьким экраном вашего ноутбука, а с виртуальными поверхностями во всю стену куда приятнее.
И сразу же — хорошие новости из другого лагеря виртуальной реальности, то есть из компании Valve, которую вы можете знать и по игровому сервису Steam, и по легендарной серии игр Half-Life (а если вы играете в VR, то и по невероятной Alyx, вышедшей год назад): Valve и не скрывает, что разрабатывает мечту всего продвинутого человечества — гаджет, с помощью которого можно будет управлять другими девайсами силой мысли! Подробностей мы не знаем, но есть обнадеживающие нюансы — во-первых, Valve всегда оправдывает ожидания своих поклонников и выступает в жанре «редко, но метко», а во-вторых, партнер Valve по этому проекту — компания Tobii, мировой лидер по части ай-трекеров, то есть устройств, отслеживающих направление нашего взгляда. Кажется, это действительно может быть бомба!
Наконец, третий важный игрок рынка виртуальной реальности, компания Vive, которая запускала свое первое устройство VR вместе с Valve, выпускает трекер лица — небольшую и недорогую ($130) штуку, которая крепится к VR-очкам и считывает эмоции с нижней части нашего лица, а это губы, подбородок и даже язык. Еще одна проблема аватаров в виртуальной реальности — безжизненные лица — скоро станет делом прошлого, ведь видеть настроение своего живого собеседника на лице его аватара в VR — бесценно. Все перечисленные технологии, появляющиеся буквально в этом году, превращают дополненную и виртуальную реальность из неочевидной и довольно дорогой игрушки в удивительный реалистичный мир, который позволит нам быть друг с другом, при этом телесно находясь на расстоянии.
Именно этим сейчас занимается компания Microsoft, которая проектирует многопользовательскую среду расширенной реальности Mesh. Это тоже проще показать в очень вдохновляющем ролике, чем пытаться описывать словами:
У нас уже есть работающие примеры многопользовательской виртуальной (Rec Room) и дополненной (PokémonGO) реальности, но здесь на примере своих промышленных устройств Hololens Microsoft показывает сюжеты, которые раньше были уделом фантастических фильмов: герои их ролика связываются друг с другом через расстояния и работают над одними и теми же проектами, присутствуя в пространствах друг друга. Именно так и будет выглядеть наше идеальное будущее в расширенной реальности через несколько лет — практически как телепортация.
Вишенка на торте в этом прекрасном мире будущего — технологии создания настоящей дополненной реальности для автомобильной индустрии от WayRay. Компания много лет работает над тем, чтобы магию AR перенести в автомобили по всему миру, и специально для этого разработала голографическую систему, которая не проецируют плоское виртуальное изображение на стекло, а буквально интегрируют элементы интерфейса в реальный мир. Причем, чтобы их увидеть, не нужны какие-то дополнительные приспособления вроде очков или шлема. Водителю система WayRay показывает маршрут, скорость, важные объекты, например заправки или места для стоянки на трассе.
А если вы пассажир или едете в беспилотном автомобиле, то вам будет демонстрироваться развлекательный AR-контент: интересные места и достопримечательности, обновления в социальных сетях и так далее — можно будет отлично развлечься по пути до места назначения.
Технология WayRay появится на дорогах уже в следующем году и может встраиваться в любые автомобили, а в перспективе — создавать дополненную реальность через любую прозрачную поверхность.
Этой подборкой удивительные новости, конечно же, не заканчиваются: не первый год ходят слухи про AR/VR-устройства компании Apple, которые грозят выйти на рынок в самые ближайшие годы; не отстает и компания Samsung, которая разрабатывает очки дополненной реальности; список невероятных новых штук можно пополнять буквально каждую неделю. 2021-й — тот удивительный и переломный год, в котором вся эта фантастика про дополненную и виртуальную реальность начинает стремительно претворяться в жизнь.