"Ferrari – как красивая женщина. Вы ищете ее, жаждете ее, видите ее – и она вас поражает. Потом вы идете с ней в ресторан, разговариваете, проводите вместе вечер, и вот тут она вас может разочаровать. Но Ferrari не разочарует вас никогда," – говорит президент и председатель совета директоров Ferrari Лука ди Монтедземоло, представляя новый суперкар LaFerrari. По этому поводу в Маранелло, где находится завод Ferrari, была устроена масштабная презентация. Что касается самой машины – а это третий суперкар за то время, что Лука ди Монтедземоло возглавляет компанию (после F50 и Enzo), и первый гибрид, произведенный на заводе в Маранелло, – то все 499 штук, которые будут выпущены, уже проданы, что как-то совсем не удивляет. Но главное – это был шанс попасть на завод Ferrari, который появляется далеко не каждый день.
Лука ди Монтедземоло – не просто важный человек в итальянской автомобильной промышленности и не просто один из главных топ-менеджеров в стране, руководивший всем на свете, в том силе Чемпионатом мира по футболу. Марко, хозяин квартиры, которую я сниму в Болонье, устроив себе после Маранелло маленькие каникулы, услышав, что я приехала на пресс-конференцию Ferrari, смотрит на меня с уважением и говорит: "Сеньор ди Монтедземоло – очень важный человек у нас в Италии". Его полное имя звучит так – Лука Кордеро ди Монтедземоло, он – член знаменитой Савойской династии, которая была на троне до конца Второй мировой войны, то есть он родственник короля Виктора-Эммануила II, объединителя Италии, чьим именем названа центральная улица или площадь буквально в каждом итальянском городе. Лука ди Монтедземоло – настоящий джетсеттер и плейбой, со всеми положенными атрибутами: спортивными машинами, гонками, многочисленными романами и четырьмя браками (вот, собственно, откуда вся эта old school риторика про женщин и машины). При этом он не прожигал жизнь, но выстроил одну из самых впечатляющих карьер в современном менеджменте. Она начинал в Ferrari в 1973 году помощником самого Энцо Феррари, а в 1991 году по предложению Джованни Аньелли становится президентом Ferrari. И сейчас, в свои 65 лет, он по-прежнему выглядит безупречно – как любая машина Ferrari и как сам завод Ferrari.
Новый суперкар La Ferrari
Этот завод – не просто центр Маранелло ("Маранелло значит Ferrari, а Ferrari значит Маранелло", как говорит сеньор Монтедземоло), этот завод – один из главных промышленных центров Эмилии-Романьи и всей Италии. Он выглядит как помесь идеального богатого пригорода и города будущего, с футуристическими башнями, стеклянными конструкциями и аэродинамической трубой. На подъезде к нему, уже на кольцевой развязке сначала видишь гарцующую серебряную лошадку, и тут же слышишь мерный гул, мгновенно опознаваемый даже людьми, далекими от элитного автопрома, – звук моторов Ferrari, которые проходят испытания на треке.
Завод Ferrari имеет статус green factory – вся его территория засажена самыми разнообразными деревьями, кругом цветники, скамеечки и беседки, где рабочие во время обеда едят свой ланч и пьют кофе, – и когда посреди этой идиллии появляется, например, транспорт, перевозящий корпуса будущих Ferrari, возникает почти сюрреалистическое ощущение. Зелень и внутри заводских корпусов, – которые, кстати, строили не последние в современной архитектуре люди, например, Жан Нувель. "Кажется, что здесь нет ничего особенного, простые прямоугольные объемы, – говорит один из руководителей завода, – но на самом деле тут использованы самые современные, самые экологичные материалы и технологии". Возможно, именно поэтому все здесь и смотрится как огромный, идеально продуманный и организованный, хай-тек лофт с дизайнерским озеленением и инсталляцией в виде уходящего вдаль конвейера.
В отдельном корпусе находится подразделение Atelier, занимающееся персонализацией вашей будущей машины. В Ferrari есть три уровня кастомизации. Hа первом, самом простом, происходит обычная персонализация: вы можете выбрать, например, тип и цвет сидений и руля и, кстати, на них даже могут нанести ваше имя, – но, как говорят сотрудники, такую машину будет потом тяжелее продать. На втором, Tailor-Made, могут быть удовлетворены все запросы клиента относительно всех деталей снаружи и внутри, их цвета и материалов, и здесь есть 3 коллекции – Scuderia (спортивный стиль), Classica (тут все понятно) и Inedita (инновационный дизайн). Каждый клиент работает со стилистом, который все ему объясняет и разрабатывает концепт. И есть вещи, которые здесь не станут делать даже за те немалые деньги, которых стоит такая кастомизация: "Мы никогда не используем дикие сочетания цветов – например, розовый и зеленый". Самый яркий пример персональной машины – знаменитый Ferrari California Лаппо Элканна матового синего цвета с салоном из серой кожи и денима. Впрочем, на заводе подчеркивают, что это особая история, потому что Лаппо полностью разрабатывал дизайн сам. Однако все это не касается механики – тут нельзя изменить мощность двигателя или какие-либо другие инженерные параметры. Если же вы хотите переделать кузов – то это уже третий, самый высокий уровень кастомизации, One Off, и таких машин в мире считанные единицы.
Но самое волшебное место на всем заводе – это даже не дизайнерское ателье, это подразделение, которое называется Classic, где любой человека, хоть как-то ценящий прекрасное, испытывает определенный трепет. В тишине и покое, среди светлых стен рабочие этого департамента разбирают и собирают двигатели старых машин, ползают вокруг них буквально на коленях с целым арсеналом разнообразных аэрозолей и баночек, приводя в идеальный порядок эти раритеты, которых тут немногим меньше, чем в самом музее Ferrari. Если вы вдруг оказываетесь обладателем уникальной Ferrari, например, 1968, то восстанавливать и обслуживать ее будут именно здесь, используя аутентичные узлы и материалы. Только так она будет и впредь сохранять свой коллекционный статус. Сейчас здесь находятся в работе 35 машин. "Вот эта, – говорит руководитель подразделения, отвечая на вопрос о ценах и указывая на красный гоночный автомобиль с номером "14" на борту, – стоит примерно 10 миллионов евро". Отличная перспектива для всех, кто успел попасть в число 499 счастливых обладателей LaFerrari, заплатив за нее более миллиона евро, – через 30-40 лет она будет стоить гораздо, гораздо дороже.