Последние два года Instagram правит миром: фото выкладывают президенты, премьеры-министры, актеры, музыканты, модели, собаки... Как Instagram завоевал аудиторию, и почему приложений в наших смартфонах становится все меньше?
Начнем с короткой справки. Барак Обама — первый темнокожий президент США, дважды избирался на главный пост страны, лауреат Нобелевской премии мира. Количество подписчиков Обамы в Instagram — 2,6 млн.
Гарри Стайлс — солист группы One Direction, ставшей знаменитой после сингла What Makes You Beautiful ("Малыш, ты озаряешь мой мир, как никто другой, когда ты взмахиваешь своими волосами, то просто поражаешь меня"). Количество подписчиков Гарри в Instagram — 5,7 млн.
Обаму многие не любят, переизбрание досталось ему с трудом, а рейтинг президента упал до рекордно низкого, и лишь 37% американцев одобряют его деятельность сегодня. Но более чем в два раза уступить по количеству подписчиков Гарри Стайлсу? И это при том, что с PR-кампаниями у президента США проблем не случалось: Ева Лонгория в предвыборном штабе, Опра Уинфри, ответственная за работу с избирателями, и Бейонсе, подпевающая гимну на инаугурации.
Где же случился промах? Все дело в selfie (если не знаете это слово, загляните в Оксфордский словарь). Фото, сделанное правой рукой Гарри, на котором он в левой держит массажер для головы, собрало в три раза больше "лайков", чем улыбающийся президент США на фоне американского флага. Никого не интересуют стандартные снимки, сделанные на профессиональную камеру — именно ими переполнен аккаунт Обамы. Все хотят увидеть, что солист суперпопулярной группы чешет голову ровно тем же, чем чешут ее простые смертные.
Феномен Instagram заключается в том, что ничего феноменального в сервисе нет. Снимки еды, самих себя, собак, кошек и всего прочего жили на просторах Интернета и раньше — в Twitter, Facebook, Tumblr и даже "ВКонтакте". Instagram лишь довел их до совершенства: животные стали еще более милыми, капуста в салате еще более аппетитной, а люди как никогда красивыми. Кто же от такого откажется?
Всего за пару лет вопрос "А у тебя есть Instagram?" превратился в "Как тебя зовут в Instagram?". Наивно недооценивать масштабы происходящего. Марк Цукерберг по сей день ходит в резиновых шлепанцах, а на собственной свадьбе угощал гостей суши, но миллиард долларов на Instagram все-таки нашел. Основатель Facebook поспешил подчинить себе приложение, пока Дэвид Финчер не задумал снять фильм про его основателей.
Уже год назад каждую секунду в Instagram появлялось 575 "лайков". Что еще люди могут делать так часто и в таких объемах? Разве что дышать. Массовость не могла не привлечь в Instagram рекламу. Говорили, что именно двигатель торговли мог уничтожить приложение, но ведь когда-то рекламы не было и на телевидении, и в Интернете, а с ее появлением оба продолжили развитие и завоевание аудитории.
Выжил и Instagram: настройки приватности позволяют огородить себя от пользователей с никами @fashionshowroom и @jewelrynedorogo, а насильно интегрировать проплаченные посты в вашу ленту, как это делает, например, Twitter, разработчики приложения не стали. Уважение к пользователю вообще отличительная черта Instagram. Заходя в приложение, можно быть уверенным, что ничего не всплывет, не замигает и не заиграет без вашего желания.
Лишь однажды система дала сбой. Обновленное пользовательское соглашение, случайно кем-то прочитанное, вызвало одновременный уход из Instagram, по некоторым данным, до 25% пользователей. Суть проблемы заключалась в том, что Instagram намеревался присваивать себе права на весь публикуемый в приложении контент. Словом, права на фото вашей тарелки с салатом после нажатия кнопки "Share" вам более не принадлежали бы, а Instagram мог использовать изображение, в том числе, в рекламных целях.
По крайне мере именно так нововведение поняли пользователи, и оно им не понравилось. Реакция разработчиков вернула ушедшую аудиторию: "Вы нас неправильно поняли. Мы пересмотрим соглашение". В качестве "извинений" пользователи получили сначала возможность отмечать друзей на фото, а затем и выкладывать 15-секундные ролики. Последний подарок обернулся крахом для приложения Vine, которое ничего, кроме возможности выкладывать короткие видео, своим пользователям предложить не могло.
Аналогичная "война за пользователя" происходит сегодня между Instagram и Snapchat. Приложение, которое автоматически удаляет сообщения в течение нескольких секунд, неожиданно стало хитом. Статистика за 2013 год и вовсе говорит о том, что пользователи Snapchat отправляют больше снимков, чем пользователи Instagram. Марк Цукерберг отреагировал на это деловым предложением, выразив готовность заплатить за приложение $3 млрд (в три раза больше, чем в 2012 году за Instagram). В Snapchat ответили отказом.
А вскоре стало известно, что Instagram планирует ввести возможность обмена сообщениями — главное отличие Snapchat от Instagram. А это значит, что вскоре место в памяти телефона можно будет освободить еще немного, отправив в корзину несговорчивый Snapchat.
Instagram, увы, остановил людей в развитии. Вам более не обязательно придумывать что-то новое: фотографируйте еду, снимайте котят на видео — разработчики приложения сделают все остальное. Очередной фильтр, и ваш салат уже переживает вторую молодость. Кошка мяукнула на 16-ой секунде видео? Instagram предусмотрел и это, дав возможность грузить видео из памяти телефона, смонтировав его. Главное, не выдумывайте ничего нового, и тем более не создавайте приложения, претендующие на конкуренцию с Instagram. В лучшем случае вас ожидает разовая выплата от Марка, если, конечно, очень постараетесь.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7