Такая разная цензура
СМИ активно обсуждают письмо, написанное представителями журналистского сообщества Бараку Обаме и рассказывающее о цензуре, которая обнаружилась в самой свободной из всех свободных стран
Американские журналисты в лице сразу 38 профильных объединений написали письмо Бараку Обаме, пожаловавшись на цензуру. Текст обращения гласит: "За последние два десятилетия государственные учреждения все чаще запрещают персоналу общаться с журналистами. Эта тенденция особенно заметна в федеральном правительстве. Мы считаем, что подобные ограничения принимают форму цензуры — попытки контролировать то, что общественность имеет право видеть и слышать". В качестве двух из трех приведенных в письме примеров цензуры упоминаются случаи, когда Агентство по защите окружающей среды оставляло без ответа запросы журналистов, готовивших материалы об изменении климата и опасных отходах.
Сразу ряд журналистских сообществ искренне возмутил тот факт, что кто-то из их коллег не получил ответ на поставленный вопрос или не смог тет-а-тет пообщаться с большим чиновником. В совокупности все это было названо "цензурой", разобраться в сложившейся проблеме попросили лично президента, а мировые СМИ тиражируют новость, где в заголовке рядом стоят слова-антонимы "Америка" и "цензура".
Однако есть страны, в которых эту новость не напишут. Более того, о ней даже не узнают. Например, в Эритрее — государстве Восточной Африки, граничащем с Суданом и Эфиопией. По данным Комитета защиты журналистов (Committee to Protect Journalists), именно Эритрея — страна с самой жесткой цензурой. Абсолютно вся информация, появляющаяся в СМИ, проходит через местного Наполеона Бонапарта — министра информации. Журналисты в Эритрее работают по инструкции, отступив от которой попадают за решетку, не имея возможности встретиться с адвокатами. Единственный интернет-провайдер — государственный, а такой вещи, как мобильный Интернет, здесь никогда не существовало.
О том, что американским журналистам не отвечают на вопросы об изменении климата, вряд ли узнают и в Северной Корее. Там все СМИ контролирует государственное Центральное телеграфное агентство, работа которого ограничивается в основном трансляцией обращений Ким Чен Ына. Но о США там все-таки слышали: сюжет местного канала о том, как живут современные американцы — в нищете, голоде, холоде, поедая птиц, которых запивают "горячим снегом", — пользуется большой популярностью на YouTube (об этом жители Северной Кореи тоже не узнают).
До Сомали новость о грубости со стороны американского Агентства по защите окружающей среды дойдет разве что по воде, но едва ли кому-то будет интересна. "Репортеры без границ" ставят это государство на 176-е из 180 возможных мест в рейтинге свободы прессы. Учитывая, что пираты сделали Сомали довольно известной точкой на карте Африки, не нужно лишний раз говорить, какое место цензура, да и вообще СМИ занимают в этом государстве. Хотя не так давно президент Сомали (да, он там есть) неожиданно заявил, что "не допустит превращения Сомали в Украину", а значит, можно верить в лучшее.
Америку все те же "Репортеры без границ" поставили в рейтинге свободы за 2014 год на 46-е место, а на 47-м расположилась Республика Гаити — беднейшее государство Западного полушария и одна из самых неразвитых стран мира. После землетрясения 2010 года остров погряз в антисанитарии и эпидемии холеры. Но с цензурой здесь действительно проблем нет.
И пара слов о нас. Комитет защиты журналистов не включил Россию в топ-10 стран с самой жесткой цензурой, что уже большое достижение (Беларуси и Узбекистану повезло меньше: они в этой десятке соседствуют с Сирией и Ираном). А вот "Репортеры без границ" нам не польстили и поставили на 148-е место — между Малайзией и Филиппинами. Эту позицию мы, к слову, стабильно удерживаем уже второй год.
Сомали, Северная Корея и лидер всех рейтингов Эритрея — самые очевидные примеры государств, где нет причины стать журналистом. А ведь на планете еще имеются Вьетнам, Китай, Йемен, Куба, Судан и даже Бирма. Там в кабинеты чиновников на встречи тет-а-тет лишний раз не напрашиваются...