Пилотная серия "Службы новостей". В кадре Джефф Дэниелс.
"Америка — не величайшая страна в мире, — говорит его герой Уилл Макэвой, отвечая на вопрос студентки. — Мы седьмые в мире по грамотности, двадцать седьмые по знанию математики, сорок девятые по продолжительности жизни, третьи по среднему доходу на семью. Первые мы только в трех категориях: по количеству заключенных, по количеству взрослых, считающих, что ангелы существуют в реальности, и по затратам на оборону. Америка — не величайшая страна в мире".
Таким цепляющим монологом оскароносный сценарист Аарон Соркин открыл свой новый проект — сериал Newsroom. Примечательно, что "зацепил" и монолог, и сериал именно российского зрителя: о "Службе новостей" написали все, кто мог, и так серьезно, что Соркин бы сам удивился, какие глубинные проблемы затронул.
Анна Наринская в "Коммерсанте" пишет о главной идеи сериала, недвусмысленно намекая на журналистику факта, такую чуждую отечественным СМИ:
"Задачу своего нового сериала Соркин не поленился сформулировать для нас сам — устами своего героя, прозревшего под влиянием своей новой продюсерши. Уилл Макэвой в эфире обещает зрителям, что впредь его программа будет основана не на "инсинуациях, спекуляциях и гиперболах", а исключительно на фактах, поданных в человеческом контексте. "Потому что нет ничего более важного для демократии, чем хорошо информированный электорат".
Колумнист сайта Colta.ru Анна Голубева подмечает актуальность сериала, но не ту, о которой принято говорить (открытость американских СМИ):
"... там же прямо с первой серии, с места в карьер, начинается разговор о том, что у нас уже полгода непрерывно становится то предметом медиасрача, то темой очередного номера "Афиши", — о роли журналистики и месте журналиста. Со всеми остановками: взаимоотношения с акционерами, прибыльность издания, право на участие в уличных акциях и ношение при этом пресс-карты, внутрицеховая этика и так далее."
Критик Варвара Бабицкая соглашается с Голубевой:
"Действительно, первые серии The Newsroom — вылитый спор Олега Кашина с Ксенией Собчак в медианомере "Афиши" и предшествовавший конфликт вокруг проповеди Романа Волобуева. Там есть фраза, почти прямо отвечающая на ползучий оппортунизм Собчак (лучше доносить правду эзоповскими намеками до миллионов через ТВ и ради этого идти на сделки, чем честно вещать друг для друга на "Гранях" — очень распространенная позиция, которая в других исполнениях выглядит вполне убедительно)."
Однако ни New Yorker, ни Vanity Fair не анализируют сериал "Служба новостей" под углом кризиса журналистики. Тем более, никто не уличит Соркина в пропагандировании идеи американского мессианства. Образ героя Джеффа Дэниелса, который смотрит на Нью-Йорк из окон своих роскошных апартаментов, их заботит куда больше. Или, например, любовная линия героя Джона Галлахера-младшего, который играет в сериале талантливого, но робкого молодого человека, исполнительного продюсера Джима. Случится ли у него роман с Мэгги или нет? Есть что-то порнографическое в предсказуемости подобных вопросов, но, согласитесь, даже сравнение Уиллом Макэвоем Партии чаяпития с талибами в первой серии второго сезона меркнет, когда речь заходит о любви.
Джон, давайте вернемся на два сезона назад: вы еще не начали сниматься в сериале "Служба новостей", вам только предложили роль исполнительного продюсера Джима. Что стало решающим фактором в решении участвовать в проекте?
Во-первых, я всегда любил то, что делает Аарон Соркин. Когда я узнал, что есть возможность работать с ним и каналом HBO, я не мог поверить в это. Во-вторых, я прочел, что Грег Моттола собирается заняться постановкой пилота "Службы новостей", что было дополнительным толчком к сотрудничеству. С Моттола я пересекался на других проектах, и он мне всегда казался классным парнем.
В-третьих, я прочел сценарий. и первая мысль, которая пришла мне в голову: "Окей, Соркин превзошел сам себя, это фантастика." Можно любить вселенную Аарона Соркина и думать, что еще круче не сделать, и вдруг он выходит на новый уровень. Скорее всего, это произошло потому что он, зная о ТВ-формате, был еще бесстрашнее, чем обычно. Все-таки когда речь заходит о телешоу, на авторе целиком лежит ответственность. И на меня произвел гипнотический эффект первый, открывающий монолог героя Джеффа Дэниэлса. Я влюбился в этого персонажа, в сериал, и чем больше героев я узнавал, тем сильнее было мое желание сниматься в "Службе новостей".
Что первое вы подумали о вашем герое Джиме, когда прочли сценарий?
Моей первой мыслью было: "Хм, похоже, это очень интересный парень!" Я скажу своими словами, ведь прошло немало времени с тех пор, как мне попал в руки сценарий. Помнится, там было что-то типа: "Он достаточно уверен для того, чтобы очень хорошо выполнять работу, но ему не хватает тщеславия понять, насколько он симпатичен, ведь он посмотрел "Всю президентскую рать" в колледже и никогда ее не пересматривал. " Я тогда подумал: "Как же круто они представили характер героя!"
До съемок в сериале "Служба новостей" вы пристально следили за новостями?
Я бы так не сказал. Я никогда не был фанатом кабельного ТВ. Я подписан на службу Би-би-си в Твиттере, это, пожалуй, один из тех источников, которым я доверяю больше всего. Перед съемками в "Службе новостей" я уже перешел на Твиттер. Из ленты микроблога удобнее узнавать самые срочные новости, как вы понимаете. Я слушаю иногда NPR (National Public Radio), однако глупо отрицать тот факт, что мы живем в мире, где первым делом все узнаешь из социальных медиа.
Оказавшись внутри системы, вы стали иначе классифицировать новости? Относитесь ли вы скептически к твитам с хэштегом "breaking news"?
Вокруг эксклюзивной информации и срочных новостей развернулась такая битва, жизнь и СМИ ускоряются, каждый пытается стать первоисточником. Нужны рейтинги и мнение влиятельного политика, чтобы репортаж произвел эффект.
Теперь у меня есть представление о том, как работает телевидение, именно новостные службы. Я знаю, чего стоит создать историю, довести ее до нужного состояния, формата и выпустить на экран. До опыта работы с командой сериала я даже не задумывался над этим.
Первое шоу на Бродвее, которое я видел, было похоже на волшебный обман. Мысли о том, что сцена крутится, потому что кто-то заплатил за это, у меня тогда не возникло. Новости можно считать той же магией, волшебством. Мы видим готовый продукт, за которым стоит работа продюсера, корреспондентов, оператора, ведущего и остальных членов команды. Какая к черту магия? Это тяжелый труд!
В первой серии второго сезона Джим решает уехать в пресс-тур для освещения кампании Ромни...
Да, но, конечно, его не особо радует идея серии материалов о Митте Ромни, он пытается "залечить раны" и дистанцироваться от человека, в которого он безнадежно влюблен. Но потом он добирается до пункта назначения и осознает, насколько важно для него работать качественно. Он намерен выложиться: "Если я буду освещать кампанию Ромни, то я сделаю это в соответствии со своими высокими стандартами".
Кстати, в этот эпизод заложен великий смысл: "Это наша работа, ее надо делать качественно". Джим видит других журналистов, которые весь день катаются вместе на автобусе, а потом напиваются в отеле. Шарада. Джим не хочет быть частью этого фарса, поэтому он действует: "нужно что-то менять". В этой наивности и заключена его сила.
И там же он знакомится с персонажем Грейс Гаммер...
Да, он заводит нового друга...
Вам понравилось работать с новой актрисой? "Семья "Службы новостей" приняла ее?
Да, приняла! Мы рады "свежей крови" в проекте! В прошлом году мы работали одним составом большую часть времени, сейчас у каждого из героев своя независимая история: Мэгги (Аэлисон Фил) уезжает в Африку, Нил (Дев Пэтел) начинает серьезную карьеру с репортажа о движении Occupy Wall Street, Макензи (Эмили Мортимер) работает с новым продюсером из Вашингтона. У всех идет развитие, их личности приобретают новый масштаб.
После драматических сцен с признаниями в конце первого сезона Джим и Мэгги найдут способы быть вместе?
Сложно сказать. То, что он уехал освещать кампанию кандидата в президенты Ромни, она собирается в Африку, доказывает их желание найти способ решить эту проблему, исцелиться. Мне бы хотелось надеяться, что смена обстановки заложит основу для чего-то нового и серьезного. Джим и Мэгги так сильно любят друг друга, что когда оказываются вместе, все рушится. Их главный враг — они сами, их нерешительность. Я хотел бы, чтобы у них что-то получилось. Гармоничные прочные отношения, например.
Когда вы идете по улице, вас узнают? Критикуют ли вашего персонажа за боязнь сделать первый шаг или по другим причинам?
Поклонники редко это делают, зато мой друг постоянно спрашивает меня: "Джо, ну когда этот Джим перестанет быть такой тряпкой, когда все исправит? ", и я отвечаю что-то вроде: "Он старается изо всех сил, поверь мне".
Сериал "Служба новостей" впервые показывает в России канал Amedia Premium
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7