Бергман не понимал культа Уэллса, и все ненавидели Годара
Так примитивно устроена человеческая природа, что нам всегда интересны разговоры о сексе, сверхъестественном и социальных группах, в которые мы не входим. Что еще может вызвать любопытство уставшего читателя в этот дождливый день? Анализ нового приложения iPhone, новость кино не о Гильермо дель Торо и критические заметки великих о великих. В действительности, как здорово узнать, что Ингмар Бергман называл ленты знаменитых коллег "долбаной скукой" ("it is fucking bore!"), Трюффо засыпал за просмотром фильмов Антониони, а Жана-Люка Годара ненавидели все, включая Орсона Уэллса. Гюго писал, что "когда человек выше своих современников, когда он — воплощение прогресса, ему приходится иметь дело не с критикой, а с ненавистью". Так ли это? Решать современникам.
Франсуа Трюффо о Микеланджело Антониони:
"Антониони, пожалуй, единственный из важных режиссеров, о котором мне нечего сказать. Он наводит на меня скуку. Он такой напыщенный и несмешной".
Франсуа Трюффо и Жан-Пьер Лео на съемках "Семейный очаг", 1970
Ингмар Бергман о Микеланджело Антониони:
"Феллини, Куросава и Бюнюэль находятся в той же плоскости, что и Тарковский. Антониони, вроде, начал движение в этом направлении, но стал выдыхаться и заглох, утомив сам себя".
Ингмар Бергман об Орсоне Уэллсе:
"Для меня он — подделка. Он пустой. Неинтересный. Мертвый. "Гражданин Кейн", копия которого есть у меня — любимое кино кинокритиков, всегда в топах рейтингов, но мне он кажется безумно скучным. Много шума из ничего. Такой дикий объем внимания к картине поражает."
Ингмар Бергман на диване, 1960
Ингмар Бергман о Жане-Люке Годаре:
"Я никогда не мог ничего вынести из его фильмов. В них чувствовалась конструкция, псвдоинтеллектуальность и полное отсутствие жизни. Безынтересно в кинематографическом плане и бесконечно скучно. Годар — это долбаная скука! Он делает свои фильмы для критиков. Одна из его картин "Мужское-женское" снималась здесь, в Швеции. Она отупляюще скучная."
Кадр из к/ф "Мужское-женское", реж. Жан-Люк Годар
Орсон Уэллс о Жане-Люке Годаре:
"То, что он дает как режиссер — запредельно. Но я не могу его воспринимать серьезно как мыслителя, и это, пожалуй, наш камень преткновения, поскольку он себя таковым считает. Он рассказывает о том, что его волнует в эти дни, и, как в большинстве случаев, правда о нынешнем времени может быть изложена всего в трех словах."
Жан-Люк Годар