Чтобы понять Америку, нужно посмотреть всего лишь 5 фильмов: "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса, Wall Street Оливера Стоуна, "Социальную сеть" Дэвида Финчера, "Аферу Томаса Крауна" Нормана Джуисона и, к всеобщему удивлению, "Красотку" Гарри Маршала.
"Гражданин Кейн", режиссер Орсон Уэллс
В роскошном замке умирает медиамагнат Чарльз Кристофер Кейн (прототип — Уильям Рэндолф Херст). Его последние слова — "розовый бутон" — становятся причиной для журналистского расследования. Репортеры обращаются к приближенным миллионера. Из рассказов знакомых складывается портрет эгоиста, следующего своим желаниям и игнорирующего чужое мнение. Богач влюбляется в бесталанную оперную певицу и решает сделать ее примадонной. Она старается переубедить Кейна, осознавая степень своей бездарности и отсутствие перспектив, но против ее воли он нанимает профессиональных учителей и строит театр, на сцену которого заставляет ее выйти.
Фильм ценится знатоками за новаторское использование средств монтажа. До Орсона Уэллса в картинах не было "глубины резкости", то есть только предметы, находившиеся вблизи камеры, были видны отчетливо. В "Гражданине Кейне" отчетливы и ближний, и дальний планы.
На самом деле в "Гражданине Кейне" отражены фундаментальные основы протестантской этики: обладать собственностью не стыдно; предпринимательская деятельность нравственно оправдана, деньги — хорошо, много денег — еще лучше. Роскошный замок Чарльза Кристофера Кейна — свидетельство того, что человеку можно и нужно стремиться к богатству, и наличие роскоши показывает, что у него все правильно в жизни.
"Афера Томаса Крауна", режиссер Норман Джуисон
Криминальная среда Америки 1960-х годов. Томас Краун (Стив Маккуин) — молодой миллионер, которому скучно просто зарабатывать деньги. Он планирует ограбление банка в Бостоне, и оно ему удается. За расследование преступления берется красавица Викки Андерсон (Фэй Данауэй).
Стоит отдать должное картине — сама по себе история притягательна. Изысканный и умный Томас Краун, роскошная Викки Андерсон, игра "в кошки-мышки" — сложно представить более интересный сюжет. Однако в герое Маккуина есть нечто больше, чем авантюризм и смекалка, — его отношение к финансам. Все деньги, заработанные и украденные, он переводит на счета в банках. Это и есть первая стадия виртуализации денег.
"Уолл Стрит", режиссер Оливер Стоун
В фильме показан необратимый процесс, который позднее захватит сначала Америку, а затем и Старый Свет: виртуализация денег. Стоит обратить внимание и на декорации: у героя Чарли Шина Бада Фоха появляется шикарный дом с модным дизайном, герой Майкла Дугласа Гордон Гекко в 1985 году пользуется мобильным телефоном the Motorolla Dyna TAC 8000X за $4000. Основная идея — бедным быть стыдно, а информация — самый ценный товар.
Сиквел "Уолл Стрит: Деньги не спят" также наполнен символизмом. Вы ведь задумывались, почему в конце фильма появляются мыльные пузыри?
"Красотка", режиссер Гарри Маршал
Многие считают, что фильм "Красотка" — классическая мелодрама, сказка про Золушку и принца, "Пигмалион" конца 80-х. Отчасти это правда, однако нельзя недооценивать американских кинематографистов. Герой Ричарда Гира — финансовый магнат Эдвард Льюис — также воплощает основные идеи американской финансовой политики. У него нет ничего своего: машину Эдвард берет у своего юриста, квартира ему не нужна — он живет в отеле, украшения для Вивьен взяты напрокат. При этом он выбирает самое лучшее (как Кристофер Кейн, как Гордон Гекко) — триумф протестантской этики: деньги — это хорошо. Желание ничего не покупать — то, что нужно было показать в то время. Сегодня ни для кого не секрет, что кризис 2008 года был результатом экономической политики конца 1980-х годов. "Красотка" вышла в то время, когда рейганомика была на взлете, и демонстрация стиля жизни Эдварда Льюиса стала своего рода предвестием мыльного пузыря.
"Социальная сеть", режиссер Дэвид Финчер
Нулевые настали, и главный герой стал похож не на молодого Майкла Дугласа, Ричарда Гира или Стива Маккуина, а на ботаника, с которым вы вместе сидели на лекции по информационным технологиям. Удивительно, но "Социальная сеть", картина Финчера об истории создания Марком Цукербергом сети Facebook, является продолжением фильма "Уолл Стрит": процесс виртуализации денег здесь выходит на новый уровень. Фильм отлично показывает основную бизнес-идею начала нулевых: все хотят знать друг о друге все, но не хотят вступать в личный контакт.
Текст: Тамара Васильева
25.11.11, 12:41
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7